Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование познавательной активности детей в экспериментально-игровой деятельности.
Познание
Автор: Елфимова Анастасия Игоревна   
31.05.2023 08:55

Формирование познавательной активности детей в экспериментально-игровой деятельности.Формирование познавательной активности детей в экспериментально-игровой деятельности.

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, оно способствует формированию у детей познавательного интереса к природе развитию наблюдательности побуждает мыслительную деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Наша практическая работа показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования,

нужно лишь создать дополнительные условия. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, этом взрослый выступает не в роли учителя-наставника, а партнера, соучастника деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Иногда не стоит следовать строго намеченного плана, тем самым создается творческая атмосфера способствующая умственному развитию детей.

Но необходимо придерживаться

определенной структуры занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовывать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Воспитатель лишь выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту, он готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположение.

С другой стороны, для успешного формирования познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо помнить об особенностях детского экспериментирования.

  1. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Нет жесткого регламента длительности проведения эксперимента.
  3. Допустимо разнообразить условия опыта, если это не уводит от цели исследования
  4. Дети не могут работать в тишине, они проговаривают свои действия, это один из ведущих факторов развития их речи.
  5. Обязательно стоит поощрять собственные способы решения поставленной задачи и давать право на ошибки.
  6. Главная цель детского экспериментирования-обучить детей размышлению, а не фокусирование на результате, и не формулирование выводов.
  7. Эксперименты не самоцель, а всего лишь способ ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Список литературы

  1. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  2. Т.Н. Ильюшина «Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста»
  3. Дошкольная педагогика № 10 2012г.
  4. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  5. https: //vk. com/club_sunduk_ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год