Формирование познавательной активности детей в экспериментально-игровой деятельности. |
Познание | |||
Автор: Елфимова Анастасия Игоревна | |||
31.05.2023 08:55 | |||
Формирование познавательной активности детей в экспериментально-игровой деятельности. Расскажи – и я забуду, Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, оно способствует формированию у детей познавательного интереса к природе развитию наблюдательности побуждает мыслительную деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Наша практическая работа показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать дополнительные условия. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, этом взрослый выступает не в роли учителя-наставника, а партнера, соучастника деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Иногда не стоит следовать строго намеченного плана, тем самым создается творческая атмосфера способствующая умственному развитию детей. Но необходимо придерживаться определенной структуры занятия-экспериментирования
Воспитатель лишь выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту, он готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположение. С другой стороны, для успешного формирования познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо помнить об особенностях детского экспериментирования.
Список литературы
|