Авторское многофункциональное магнитное развивающее игровое пособие по окружающему миру для дошкольников на двух языках «Этрафтаки алем» / «Мир вокруг нас» |
Познание | |||
Автор: Хайтазова Надие Рифатовна | |||
27.05.2023 22:53 | |||
Авторское многофункциональное магнитное развивающее игровое пособие по окружающему миру для дошкольников на двух языках «Этрафтаки алем» / «Мир вокруг нас» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА» С.УРОЖАЙНОЕ» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Информационная карточка к многофункциональному магнитному развивающему игровому пособию по окружающему миру для дошкольников на двух языках (крымскотатарском и русском) «Этрафтаки алем» / «Мир вокруг нас» Автор разработки: воспитатель, Хайтазова Надие Рифатовна «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский В жизни детей ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач – обучение.
Многофункциональное магнитное развивающее игровое пособие по окружающему миру для дошкольников на двух языках (крымскотатарском и русском) «Этрафтаки алем» / «Мир вокруг нас» (далее Пособие) разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Данное пособие предназначено для знакомства детей 4-7 лет с многообразием окружающего мира. Эта разработка уникальна и универсальна. Уникальность ее заключается в форме организации представленного материала, универсальность — в возможности использовать пособие для закрепления детьми имеющихся представлений об окружающем мире и познания нового, для формирования речевых навыков на двух языках (крымскотатарском и русском). Цель: формировать потребность воспитанников активно и самостоятельно изучать окружающую среду и весь мир в целом. Задачи: Познавательное развитие: закреплять знания детей о домашних животных; расширять знания о диких животных-обитателях леса; продолжать формировать знания детей о животных жарких и холодных стран; сформировать понятие: «профессия», «среда обитания», «чем питаются животные»; добиться уточнения знаний детей о материалах, из которых делаются предметы, систематизировать знания детей о названиях детенышей животных. Расширять знания о живых и неживых предметах. Формировать представления об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком; закреплять знания о признаках весны, лета, осени, зимы; формировать и закреплять представление о том, где обитают дикие животные, птицы; закреплять представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Речевое развитие: создание условий для организации речевой практики на двух языках (крымскотатарском и русском): обыгрывание ситуаций, которые связаны с необходимостью присоединиться к разговору в процессе игры, поощрение инициативы детей высказываться, делиться знаниями. Социально-коммуникативное развитие: содействие созданию обстановки эмоционального и коммуникативно-речевого благополучия, навыков сотрудничества. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками. Перспектива:
- использование пособия в летний период на прогулке для знакомства и закрепления знаний о других представителях животного мира (птицы, насекомые, морские обитатели и др.), о растительном мире и т.д. Пособие состоит из сменных игровых сегментов-заданий. В игре могут принимать участие как группа детей, так и индивидуально. Ребята выполняют задания по очереди. В процессе игры нужно прокрутить стрелку, там, где она остановится — эта картинка и будет заданием или действием к его выполнению. В развивающем пособии представлены игры:
В игре «Кто что ест?» на табло выкладываем основной сегмент, а фишки расставляем только, с одной стороны. Можно задать детям вопрос: «у каждого животного есть свое любимое лакомство. Кто-то любит сыр, а кто-то морковку. Сможешь ли ты угадать, что любят кушать разные животные», затем предложить ему по крутить стрелку, на каком животном остановится стрелка, назвать его лакомство.
На табло выставляем основной сегмент «Где чей малыш?». Фишки расставляем с одной стороны и предлагаем ребёнку покрутить стрелку и найти его детёныша. Например, предложить рассмотреть фишки с изображением на них взрослых животных и назвать их, назвать в единственном и множественном числе. Затем, можно спросить: «Как называют детенышей лисы?» (если показывали взрослую лису).
Игра также состоит из сменных сегментов – заданий (идёт замена только центрального сегмента). На табло выставляются фишки, ребёнку предлагается прокрутить стрелку, на каком животном остановится стрелка назвать среду обитания, при этом задает вопрос, например: почему ты поставил верблюда в пустыне? Ответ: это животное жарких стран, верблюд живет в пустыне. В конце игры все животные должны быть расставлены соответственно их месту обитания. Так же на каждой картинке с обратной стороны есть описание птиц, рыб и животных, которое педагог может прочитать детям старшего возраста или кратко рассказать детям младшего возраста. Необходимо обращать внимание детей, что мы должны знать животных и беречь их.
Игра также состоит из сменных сегментов – заданий (идёт замена только центрального сегмента). Можно использовать по отдельности каждое время года.
На табло выставляем основной сегмент «Профессии». Фишки расставляем, с одной стороны, ребёнок крутит стрелку, на ту фишку, которая показала стрелка нужно назвать профессию и рассказать с каким предметом работает этот человек. Например, предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (повар – готовит, строитель — строит и т. д.). 2. Или другой вариант перемешать людей разных профессий, рассказать, что все инструменты перепутаны, и люди не могут работать. Помочь правильно распределить инструменты. Раздать детям по фишке. Затем педагог приглашает по одному ребёнку к своему столу (можно всем сесть за круглый стол). Ребёнок вращает стрелку и называет профессию, затем из представленных вне игрового поля предметоввыбирает тот, который необходим для работы человеку указанной профессии, кладёт фишку поверх профессии.
На табло выставляем основной сегмент «Живая- неживая природа». Ребёнок крутит стрелку, в какой части сегмента останавливается стрелка, на ту же часть ребёнку нужно выбрать из фишек ту, которая соответствует указанной стрелкой сектору.
В игре «Что из чего сделано?» на табло выкладываем основной сегмент и фишки с изображением предметов, ребёнок крутит стрелку и соотносит указанный стрелкой предмет с материалом из чего выполнен или изготовлен этот предмет (например, стрелка указала на ведро оно сделано из металла и т.д.).
На первом этапе дидактической игры «Где чей дом» педагог предлагает детям рассмотреть изображения на фишках, рассказывает, что каждое живое существо имеет свой дом, где прячется, отдыхает и кормится. В процессе беседы с педагогом дети выясняют, как называются «домики» и их обитатели. Затем воспитатель предлагает покрутить стрелку и просит детей правильно, поселить животное в свой «домик». Ребёнок выполняет задание, комментируя действия. Например, «это белка, она живет в дупле», «это муравей, его жилище – муравейник», «это лиса, она живет в норе» и т.д.
1. На табло устанавливаем основной сегмент «Части суток», затем педагог предлагает покрутить стрелку и назвать ту часть суток, на которую показывает стрелка. Например, стрелка указала на часть суток — утро, ребёнок отвечает, что изображено утро. Можно задать дополнительные вопросы: когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, делаем зарядку, умываемся, завтракаем, занимаемся и т. д.). Утром становится светло, солнышко поднимается. Где изображён день, спрашивает: когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим на экскурсию, обедаем, ложимся отдыхать и т. д.) Днём светло, солнышко – высоко на небе. Часть суток, где изображён вечер, спрашивает: когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т. д.) — Вечером темнеет, солнышко опускается. Часть суток, где изображена ночь, спрашивает: когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим) Ночью светит луна, темно. Затем можно обобщить, что: утро, день, вечер, ночь можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре сестрички – друг без друга они не могут, и всегда ходят друг за другом. Для детей старшей и подготовительной группы можно усложнить заданиецифрами.
Есть несколько вариантов игры:
Так же можно проиграть с дикими животными и птицами.
Действия в дидактических играх по ознакомлению с окружающим миром различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные качества как умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.
|