«Детское экспериментирование как метод познания мира» |
Познание | |||
Автор: Исакова Наталья Борисовна Лосева Елена Александровна | |||
18.05.2023 12:52 | |||
«Детское экспериментирование как метод познания мира» Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. В.А. Сухомлинский Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы.
Исследовательская деятельность помогает строить отношения между детьми и воспитателем на основе партнерства. Только, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагога, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Поэтому целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи опытно — экспериментальной деятельности:
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно — развивающей среды, которая должна обеспечить развитие активной самостоятельной детской деятельности. В нашей группе есть оборудованный центр экспериментирования. Он размещен в непосредственной близости от «Центра природы». Оборудование в нашей лаборатории расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту проведения опыта. Для проведения опытов и экспериментов мы используем простые приборы (лупы, весы, микроскоп). На протяжении всего времени мы учили детей пользоваться этими приборами, показывали и объясняли, как они действуют. Использовали природный, бросовый и сыпучий материал. Имеется в наличии у нас пробирки, пипетки, пластиковая посуда, палочки и т.д. Также имеются картотеки опытов и экспериментов, красочные энциклопедии, дидактические игры, схемы для проведения опытов. Мы стараемся пополнять этот центр различными, новыми материалами. И в этом нам очень помогает участие родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. В результате систематической организации у детей сформировалось:
Мы пришли к выводу, что экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребенка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. В результате всей проделанной работы с детьми, мы поняли, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Опытно-экспериментальная деятельность – это очень увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детей.
|