Познавательно – исследовательский проект «Огород на подоконнике»
Воспитатель: Кулькина Т.И. СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С. ДОМАШКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 2023г.
Паспорт проекта «Огород на подоконнике»
Руководитель проекта: Воспитатель — Кулькина Татьяна Ивановна.
Состав проектной группы: Воспитатель, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Вид проекта: Краткосрочный (апрель).
Тип проекта: Познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта: Дать знания и представления детям младшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Проблема проекта: Можно ли вырастить овощную культуры в комнатных условиях?
Цель проекта: Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о том, как создать мини-огород.
- Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
- Привлечь внимание детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
- Учить бережно относиться к природе.
- Научить детей видеть результат своего труда.
Методы:
- Наглядный: Муляжи овощей, плакаты, сюжетные картинки.
- Словесный: беседы, загадки, чтение стихов и рассказов, пословицы и поговорки.
- Практический: Посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- Наблюдения: Наблюдение за прорастанием семян лука.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Предполагаемый результат:
- Научить детей наблюдать и ухаживать за посаженным луком и познакомятся с условиями его содержания.
- Научить детей подмечать пользу и красоту зеленого лука.
- Сформировать у детей знания и представления о почве, о росте зеленого лука в комнатных условиях в контейнере с почвой, и в стакане с водой.
- Научить детей видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП — подготовительный
Деятельность педагога
|
Взаимодействие с семьёй
|
Деятельность детей
|
- Определение цели и задач проекта.
- Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
- Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).
- Разработка комплексно-тематического плана работы.
- Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
|
Проведение консультации для родителей «Участие в проекте «Наш лучок».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта — контейнеры, землю, семена лука для посадки.
|
Дети выбирают семенной материал, изучают правила ухода за луком.
|
Этапы реализации проекта:
2 ЭТАП — исследовательский
На данном этапе дети рассматривают и садят лук . Беседуют о пользе лука для здоровья человека. Рассматривают иллюстрации, схемы строения лука. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.
Деятельность педагога
|
Взаимодействие с семьёй
|
Деятельность детей
|
- Рассматривание семян (огурца, укропа, помидора) посадка семян и лука.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; оформление огорода на окне. Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
- Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
|
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.
|
Участие в эстетическом оформлении «огорода». Создание совместно с ребенком альбома «Что я знаю о луке».
|
Этапы реализации проекта:
3 ЭТАП — заключительный
Деятельность педагога
|
Взаимодействие с семьёй
|
Деятельность детей
|
- Анализ полученных результатов.
- Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
- Итоговое занятие.
- Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.
|
Создание огорода дома.
Оформление альбома «Лук от ста недуг».
Защита альбомов (индивидуальная, ребенок-родитель).
Оформили выставку рисунков — аппликаций.
Выращенный лук был подан к обеду.
|
Работа с родителями
Консультация для родителей «Растим зеленый лук». Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки.
Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Веселый огород», выращивание дома на подоконнике зеленого лука, составление рассказов о том, как сажали и ухаживали за луком в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу. Оформление альбома «Лук от ста недуг».
Комплексно-тематическое планирование занятий к проекту
Раздел
|
Название
|
Программные задачи
|
Познание предметного и социального мира
|
«Чудо-овощи»
|
Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи.
|
Ознакомление с окружающим миром
|
«Что можно приготовить из овощей»
|
Закрепить знания детей об овощах, о способах их приготовления. Продолжать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности. Развивать чувство коллективизма, понимать личный вклад в общее дело. Испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата.
|
Развитие речи
|
«Что растет на огороде»
|
Учить детей вместе со взрослыми пересказывать сказку «Пых».
Связная речь: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника; словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия овощей. Учить правильно по смыслу называть качественные характеристики. Правильно произносить существительные в родительном падеже.
|
Художественная литература
|
Рассказ «Приключение Чиполлино»
|
Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
|
Художественное творчество
Рисование
|
Рисование
«Однажды хозяйка с базара пришла...»
|
Уточнить признаки весны, формировать эстетическое отношение к весенним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода — эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
|
Художественное творчество
Аппликация
|
Развитие художественных умений (аппликация) «Папа дома, мамы нет Папе кто подаст обед?»
|
Вызвать у детей интерес к работе повара в приготовлении борща. Развивать чувство цвета. Воспитывать желание трудиться. Учить наклеивать готовые формы в определенных частях силуэта кастрюли.
|
Познание
|
«Посади огород»
|
Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах, закрепление счета до пяти. Формирование первичных представлений о труде, его роли в жизни человека.
|
Познание
|
«Посадка лука»
|
Продолжать формировать представление о том, что растение — живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), воспитывать интерес к окружающему миру. Развивать умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в речевые контакты со взрослыми, отвечать на вопросы. Воспитывать умение сопереживать и желание помочь игровому персонажу. Научить сажать луковицы в землю, воспитывать аккуратность в трудовых действиях. Воспитывать правильное отношение к здоровью, привычку к правильному питанию.
|
Развитие речи
|
«Чудо-огород»
|
Познакомить со стихотворением, повторять за воспитателем, четко выговаривать слова, воспитывать любовь к поэзии.
|
Результат:
Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
|