Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) во второй младшей группе «Волшебница вода». |
Познание | |||
Автор: Юн Лиана Ринатовна | |||
05.05.2023 03:21 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) во второй младшей группе «Волшебница вода». Цель: создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств неживой природы (практические опыты с водой). Задачи: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитывающие:
Тип занятия: интегрированный. Форма занятия: игровая. Методические приёмы: игровой (волшебная коробка с приглашением и лужа воды), практический (эксперимент), словесный (беседа). Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательский. Предварительная работа: игры с водой, чтение стихотворений, русских народных потешек и песенок о воде, игры с мыльными пузырями, рассматривание иллюстраций по теме «Вода». Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, молоко, гуашевая краска красного и жёлтого цвета, кисти, сахар, волшебная коробка, прозрачные баночки с крышкой, на которые нанесены несколько капелек гуаши, темные цветные тарелки из прозрачного пластика. Ход занятия. Воспитатель: Встанем дружно мы по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг-другу Нам, здороваться, не лень Всем «Привет» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется, доброе утро! (Воспитатель предлагает детям подарить улыбку друг другу и гостям) Сегодня утром, когда я пришла на работу, у меня на столе стояла вот такой чудесный сундучок. Вы не знаете от кого она может быть? (Нет). Я тоже не знаю, но очень хочу узнать, давайте в нее заглянем. (воспитатель открывает сундучок и достает из него письмо). Ребята, здесь письмо. Хотите прочитаю его? (Да). «Дорогие ребята, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в коробке лежит волшебная шляпа». Ребята, отправимся в страну фокусов? (Да). А вы знаете, кто такие фокусники? (Да). А вы умеете показывать фокусы? (Нет). А хотите научиться? (Да). Чтобы попасть в эту волшебную страну, мне нужно надеть волшебную шляпу (надеваю), закрыть всем глаза и сказать волшебные слова: «Поверчусь я, поверчусь; покручусь я, покручусь; с ребятами в стране фокусов окажусь». Открываем глаза, вот мы с вами и попали в страну фокусов. Можно я буду главным фокусником, а вы моими помощниками. Согласны? (воспитатель предлагает детям присесть, слышится плачь (колонка) Воспитатель: Ребята, что это за звуки слышны? Дети: Это кто то плачет! Воспитатель: Пойду посмотрю, кто же плачет. (находит игрушечного зайчика) Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Вы знаете кто это? (Ответы и предположения детей.) Ребята, давайте поздороваемся с Зайкой! Дети: Здравствуй, Зайка! Воспитатель: А как ты там очутилась? Зайка: Я искала снежинки. Воспитатель: Какие снежинки? Зайка: Я сегодня утром ходила гулять. На улице падал снег. Мне так понравились снежинки, что я решила принести их вам, ребята, чтобы вы ими тоже полюбовались. Но пока я вас ждала, они потерялись. Воспитатель: Не переживай, мы тебе сейчас поможем. Ребята, как вы думаете, что же произошло со снежинками? Дети: Они растаяли! Зайка: Почему они растаяли? Дети: Потому что в группе тепло. Зайка: Очень жалко, а я так хотела, чтобы ребята с ними поиграли. Воспитатель: Не печалься, Зайка, снежинки ведь превратились в (ответ детей: воду), а с водой тоже можно играть. Хочешь мы тебе покажем? (Зайка: Да!) Зайка: Ребята, а зачем нам нужна вода? (Высказывания детей: Руки мыть, пить, кушать готовить, умываться, цветы поливать и т. д..). Воспитатель: Человек использует воду. Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается. Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Для многих животных вода — дом, без которого они не могут жить. Рассказ сопровождается наглядным материалом (подобрать иллюстрации по теме). Зайка, а Маша знает стихотворение о воде, хочешь его послушать? Зайка: Конечно, хочу! (Ребенок читает стихотворение о воде) Ни умыться, ни напиться без воды, Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда всем, везде нужна вода! Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, наши цветочки совсем завяли! Как мы можем им помочь? (ответы детей), а давайте, мы опустим их в воду и посмотрим, смогут ли они распуститься вновь? (воспитатель показывает детям бумажные цветы с закрытыми лепесточками, опускаем цветы в воду и бумажные цветы «раскрываются») Как же замечательно, вода просто волшебница! Воспитатель: Зайка, а мы для наших мам отличные помощники. Мы тебе покажем, как умеем ловко стирать. Будем маме помогать, будем мы белье стирать, Мы стираем, мы стираем (Энергично трем кулачки между собой), Полоскаем, полоскаем (Изображаем руками процесс полоскания белья), Выжимаем, выжимаем (Вращаем кулачки в разные стороны), А теперь белье все вместе, На веревочку повесьте (Вешаем белье на прищепках), Мы прищепки прищемили, Хорошенько просушили. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем пахнет вода и какая она на вкус? (предположения детей) Воспитатель: А это мы сейчас с вами проверим! Я приглашаю вас пройти к столу. Опыт №1. «У воды нет вкуса и запаха». (Перед детьми стоят стаканы с простой водой, с сладкой, у воспитателя вода в стакане с лимоном (пройтись по рядам дать понюхать детям). Воспитатель: Ребята, возьмите в руки стакан воды и понюхайте её. Есть ли у воды запах? Дети: Нет запаха. (Воспитатель предлагает понюхать воду, а которую добавлен лимон). Воспитатель: А у этой воды есть запах? Чем она пахнет? Дети: Да, она пахнет лимоном. Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? (Дети пробуют воду). Дети: Вкуса нет. (Воспитатель предлагает попробовать воду, в которой растворён сахар). Воспитатель: Какая эта вода на вкус? Дети: Она сладкая. Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: Потому что в неё добавлен сахар. Воспитатель: Вот это фокус! Как интересно! Оказывается, что у воды нет ни запаха, ни вкуса. А если я в неё положу сахар, она будет (ответ детей: сладкой), если соль (ответ детей: солёной), а если лимон (ответ детей: кислой.) (Воспитатель предлагает детям встать на ковре в кружок). Воспитатель: Что – то я устала, предлагаю Вам отдохнуть! Раз, два, три, четыре, пять Любят капельки играть Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг Мы плечами чик-чик. Раз туда, два сюда Повернись вокруг себя. Раз присели, два привстали, Руки к верху все подняли Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши) Вот и кончилась игра! Воспитатель: Ребята, вы знаете какого цвета вода? (Высказывания детей: голубая, синяя, белая). Раз вы, ребята этого не знаете, хотите я вам помогу узнать, какого цвета вода? Тогда предлагаю вам снова пройти к нашему столу. Опыт №2. «Вода прозрачная». (На столе стоят пластиковые стаканчики с водой и молоком, рядом лежат чайные ложки.) Воспитатель: Дети, посмотрите в одном стакане налита вода, а в другом молоко. Какого цвета молоко? Дети: Молоко белое. (Игра «Прятки».) Сейчас его подружка водичка спрячет от вас камушек, а вы попробуйте его найти. 1,2, 3, 4, 5 – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза, педагог опускает в стакан камень) 1,2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать. Ребята, где спрятался камень? (в стаканчике) Воспитатель: А почему вы так быстро её нашли? Правильно, ребята, вы сказали. Камешек видно. Вода не смогла спрятать предмет, потому что она чистая, прозрачная. Давайте вместе скажем, какая вода? «прозрачная» (Индивидуальные ответы) Как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей) А теперь повтори, пожалуйста… (3-4 ответа детей) Воспитатель: Дети, хотите я вам покажу фокус? (Дети: Да.) Я беру пустую баночку и наливаю в нее воду, закрываю баночку крышкой. А теперь, внимание, я встряхиваю воду в баночке. Смотрите, что произошло с водой. (дети: Вода стала красной.) Воспитатель: Да, вода стала цветной. Хотите тоже стать фокусниками? (Дети: Да). (На столе стоят прозрачные пластиковые стаканчики с водой и гуашевые краски красного, зеленого, синего и жёлтого цвета, кисти, влажные салфетки). Воспитатель: Для того что бы получилась цветная водичка, возьмите кисточку, обмокните её в краску и помойте в стаканчике с водой. -Данил, какого цвета водичка в твоём стакане? Почему? (спросить 3-4 детей) Ой, как интересно! Оказывается, что вода прозрачная, и её можно окрашивать в разные цвета! Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, кому же все — таки нужна вода? Перед вами на мольберте картинки, а на доске две капельки: веселая и грустная, разместите, пожалуйста, под веселой капелькой картинки, на которой изображены те, кому вода необходима для жизни, а под грустной тех, кто в воде не нуждается. (на мольберте картинки по количеству детей, на которых изображены: человек, котенок, корова, бабочка, дерево, цветок, рыба, осьминог, камень, молоток, книги, замок с ключом и др.) Воспитатель: Ребята, Зайка принесла для вас подарок. Но прежде, чем его получить, ответьте мне, пожалуйста, на мои вопросы. 1. Какого цвета вода? (Прозрачная) 2. Есть ли вкус у воды? (Нет) 3. Имеет ли вода запах? (Нет). 4. Какой водой надо умываться? (Тёплой, чистой). 5. Что будет если в воду добавить мыло? (Мыльная вода). Воспитатель: А я знаю, что будет, если воду смешать с мылом. Получатся мыльные пузыри. Зайка принесла вам в подарок мыльные пузыри! Спасибо, вам за интересный рассказ о воде!
|