Песочная фантазия |
Познание | |||
Автор: Журавлева Ольга Николаевна | |||
27.03.2023 08:08 | |||
Песочная фантазия Воспитатель Журавлева Ольга Николаевна; МАДОУ д/с № 53 города Новосибирска Кто из нас не играл в песок в детстве? Пожалуй, такого взрослого и не найдешь. Уже само слово «песок» вызывает приятные ощущения в руках. В памяти всплывают только положительные эмоции от тактильного контакта с песком: он струится между пальцами, оставляя на плоскости след, насыпается в такую горочку, которую желаешь именно ты. Работа в детском саду мотивирует нас на поиск технологий, которые не только способствуют развитию, но и благотворно влияют на эмоциональный фон детей и их коммуникацию с другими детьми.
Мы живем в век высоких технологий. Информационный поток в настоящее время ложится тяжелым бременем на детский ум. Ребенку приходится осваивать очень большой объем информации, который не всегда находится в зоне комфорта детей, зон ближайшего и актуального развития. Дети детского сада оперируют понятиями сложного порядка, но могут не ориентироваться в предметах близкого окружения. Взрослое сообщество озабочено развитием ребенка, что бы в дальнейшем он был успешен, пропуская сенситивные периоды развития. И мы, дошкольные работники, все чаще отмечаем сложности у детей в коммуникациях со сверстниками и взрослыми людьми. Педагоги находятся в поиске таких технологий, которые бы способствовали нормализации психического и физического состояния детей. Таким задачам, на наш взгляд, отвечает «работа» детей с песком. Дети включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически, при этом создаются благоприятные условия для проявления еще и речевых коммуникаций. В группе детского сада организован центр «Рисования песком», деятельность осуществляется на столе-планшете со встроенной разноцветной подсветкой специальным цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет в группе установлен в доступном для детей месте, наряду с другими материалами. Работа с песком реализуется в русле вариативной части основной образовательной программы, реализуемой участниками образовательного процесса и носит название «Песочная фантазия». Работа ведется в системе, по плану, но у детей есть возможность обращения к данному виду деятельности в течении всего дня по собственной инициативе. Все необходимое для работы находится в зоне доступности. Дети придумывают свой сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является базой для ознакомления и упражнения в усвоении социальных норм и правил поведения. На базе таких историй дети получают возможность познакомится как с положительной, так и отрицательной реакцией других детей на собственные действия и графический рисунок. Цель использования песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста: создание условий для развития социально – коммуникативной и творческой сферы детей младшего дошкольного возраста на основе технологии пиктографии. Задачи:
Организованные же занятия проходят в соответствии с алгоритмом:
Вся организованная деятельность разделена по блокам: Блок 1."Великолепные линии, интересные фигуры». -Знакомство детей с техникой рисования песком: Завитки. Прощипывания. Насыпаны песка. Блок 2. "Сюжетное рисование". - Создавайте образов под музыку. Реализация творческих замыслов, закрепление знакомых приемов. Блок 3. Фотографирование -Передача образа Техники: закидывания, засыпания, насыпания, вытирания, процарапывания отпечатка. Техника рисования дает возможность развития:
Песок подкупает детей своей загадочностью, податливостью, способностью менять свои свойства. Создание рисунков и композиций не требует от детей особых техник, навыков и умений. Активно используем в своей работе технологию пиктографии – это когда предметы передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм). Особо хочется отметить организацию работы детей со сложностями в социально – коммуникативной сфере: к ней подходим индивидуально, учитывая особенности и онтогенез развития конкретного ребенка. Осуществляем данную работу поэтапно:
Наиболее важные социально — коммуникативные умения дошкольников считаем:
- наличие в поведении детей нового способа саморегуляции. Развитие коммуникативной функции речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, соотнося свои действия с другими детьми, что способствует развитию коммуникативных навыков. Некоторые наиболее удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею. Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональному и социальному единению детей группы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо — ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Параллельно стираются границы в общении ребенка с другими детьми и взрослыми, ведь все можно поправить. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных придуманных ими самими задумок и построек, а работа совместно с другими детьми интереснее и занимательнее. Значительно снизился уровень дискомфорта детей с трудностями коммуникативного характера, формируются инициативность и самостоятельность. Эффективность применения пескографии подтверждается положительной динамикой в развитии коммуникативной сферы, расширения спектра умений по сбросу агрессии через альтернативные способы, вербальных компетенций, изобразительных и творческих возможностей детей. На первом этапе мониторинговые данные показали, что 34 % детей показали низкий интерес к занятию с песком: не могли ответить на вопрос по поводу рисунка на песке, передачи образа на нем, выделении части и целого, ориентировке на песочной плоскости, то на конец года низкого уровня не отмечается ни у кого из детей. Таким образом, мы проанализировали наиболее важные особенности формировании социально — коммуникативных умений, личностных качеств, творческих способностей через использование песка в группе детей младшего дошкольного возраста.
|