Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Песочная фантазия
Познание
Автор: Журавлева Ольга Николаевна   
27.03.2023 08:08

Песочная фантазияПесочная фантазия

Воспитатель Журавлева Ольга Николаевна; МАДОУ д/с № 53 города Новосибирска

Кто из нас не играл в песок в детстве? Пожалуй, такого взрослого и не найдешь. Уже само слово «песок» вызывает приятные ощущения в руках. В памяти всплывают только положительные эмоции от тактильного контакта с песком: он струится между пальцами, оставляя на плоскости след, насыпается в такую горочку, которую желаешь именно ты.

Работа в детском саду мотивирует нас на поиск технологий, которые не только способствуют развитию, но и благотворно влияют на эмоциональный фон детей и их коммуникацию с другими детьми.

 

Мы живем в век высоких технологий. Информационный поток в настоящее время ложится тяжелым бременем на детский ум. Ребенку приходится осваивать очень большой объем информации, который не всегда находится в зоне комфорта детей, зон ближайшего и актуального развития. Дети детского сада оперируют понятиями сложного порядка, но могут не ориентироваться в предметах близкого окружения. Взрослое сообщество озабочено развитием ребенка, что бы в дальнейшем он был успешен, пропуская сенситивные периоды развития. И мы, дошкольные работники, все чаще отмечаем сложности у детей в коммуникациях со сверстниками и взрослыми людьми.

Педагоги находятся в поиске таких технологий, которые бы способствовали нормализации психического и физического состояния детей. Таким задачам, на наш взгляд, отвечает «работа» детей с песком. Дети включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически, при этом создаются благоприятные условия для проявления еще и речевых коммуникаций.

В группе детского сада организован центр «Рисования песком», деятельность осуществляется на столе-планшете со встроенной разноцветной подсветкой специальным цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет в группе установлен в доступном для детей месте, наряду с другими материалами.

Работа с песком реализуется в русле вариативной части основной образовательной программы, реализуемой участниками образовательного процесса и носит название «Песочная фантазия». Работа ведется в системе, по плану, но у детей есть возможность обращения к данному виду деятельности в течении всего дня по собственной инициативе. Все необходимое для работы находится в зоне доступности. Дети придумывают свой сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является базой для ознакомления и упражнения в усвоении социальных норм и правил поведения. На базе таких историй дети получают возможность познакомится как с положительной, так и отрицательной реакцией других детей на собственные действия и графический рисунок.

Цель использования песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста: создание условий для развития социально – коммуникативной и творческой сферы детей младшего дошкольного возраста на основе технологии пиктографии.

Задачи:

  1. Развивать навыки социального поведения;
  2. Формировать позитивную «Я — концепцию» и адекватную самооценку детей;
  3. Помогать детям в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств;
  4. Развивать коммуникативные способности детей в общении со сверстниками;

Организованные же занятия проходят в соответствии с алгоритмом:

  1. Приветствие с релаксационным компонентом.
  2. Основная часть.
  3. Детям дается свободное время (5 минут) на свободное творчество.
  4. Обсуждение.
  5. Прощание.

Вся организованная деятельность разделена по блокам:

Блок 1."Великолепные линии, интересные фигуры».

-Знакомство детей с техникой рисования песком:

Завитки. Прощипывания. Насыпаны песка.

Блок 2. "Сюжетное рисование".

- Создавайте образов под музыку.

Реализация творческих замыслов, закрепление знакомых приемов.

Блок 3. Фотографирование

-Передача образа

Техники: закидывания, засыпания, насыпания, вытирания, процарапывания отпечатка.

Техника рисования дает возможность развития:

  • индивидуальности
  • повышения самооценки
  • стимулирует межличностные коммуникации
  • формирует социально приемлемое поведение и нравственные категории
  • способствует развитию коммуникативной функции речи
  • снижает уровень психического напряжению

Песок подкупает детей своей загадочностью, податливостью, способностью менять свои свойства. Создание рисунков и композиций не требует от детей особых техник, навыков и умений.

Активно используем в своей работе технологию пиктографии – это когда предметы передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм). Особо хочется отметить организацию работы детей со сложностями в социально – коммуникативной сфере: к ней подходим индивидуально, учитывая особенности и онтогенез развития конкретного ребенка. Осуществляем данную работу поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников
  • перспективное планирование работы с песком
  • систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию
  • коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Наиболее важные социально — коммуникативные умения дошкольников считаем:

  • представления детей о себе как о субъекте социальных отношений
  • оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач

- наличие в поведении детей нового способа саморегуляции.

Развитие коммуникативной функции речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, соотнося свои действия с другими детьми, что способствует развитию коммуникативных навыков. Некоторые наиболее удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональному и социальному единению детей группы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо — ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Параллельно стираются границы в общении ребенка с другими детьми и взрослыми, ведь все можно поправить. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных придуманных ими самими задумок и построек, а работа совместно с другими детьми интереснее и занимательнее.

Значительно снизился уровень дискомфорта детей с трудностями коммуникативного характера, формируются инициативность и самостоятельность. Эффективность применения пескографии подтверждается положительной динамикой в развитии коммуникативной сферы, расширения спектра умений по сбросу агрессии через альтернативные способы, вербальных компетенций, изобразительных и творческих возможностей детей.

На первом этапе мониторинговые данные показали, что 34 % детей показали низкий интерес к занятию с песком: не могли ответить на вопрос по поводу рисунка на песке, передачи образа на нем, выделении части и целого, ориентировке на песочной плоскости, то на конец года низкого уровня не отмечается ни у кого из детей.

Таким образом, мы проанализировали наиболее важные особенности формировании социально — коммуникативных умений, личностных качеств, творческих способностей через использование песка в группе детей младшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год