Конспект «Волшебные камни» |
Познание | |||
Автор: Тощева Ольга Николаевна | |||
23.03.2023 19:38 | |||
Конспект «Волшебные камни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 2» Старшая группа Автор: Тощева Ольга Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории 2022г Цель: создание условий для организации исследовательского поиска дошкольников Задачи:
Материалы: клетчатая бумага, ручки, простые карандаши, карточки с изображением экспериментирования, детские энциклопедии, коробка с исследуемым предметом (магнитами), шапки для ученых.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие детской наблюдательности, умения выдвигать предположение (гипотезу), делать простейшие выводы, умение работать с книгой. Литература: Савенков А.И. «Маленький исследователь» Изд. Ярославль Академия развития 2002 г., Подъяков «Умственное развитие» Ход деятельности: 1. Вводная часть В: Ребята, дети группы "Почемучки" приготовили для вас сюрприз. Он здесь. В группе. А хотите его найти? (Да) Тогда ищите. (Дети находят коробку, корзинку.) В: Осторожно, не раскрывая несите его на стол. (Дети принесли коробку на стол) В: Молодцы! Вы очень быстро нашли сюрприз! Что вы для этого сделали? Д: Мы смотрели и искали. В: Что вам помогло найти сюрприз? Д:Зрение. В: (Вывешивается обозначение зрительного анализатора). Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать о предмете не открывая коробку. Д: (Вывешиваю обозначение тактильного анализатора.) Взять в руки коробку и узнать тяжелый предмет или легкий. В: Коля, узнай тяжелый или легкий предмет в коробке. Д: Предмет тяжелый. В: Какой анализатор вы для этого использовали? При помощи чего вы узнали о том, что предмет тяжелый? Д: Тактильный анализатор. При помощи рук. В: Итак, что вы можете сказать о предмете, не открывая коробки? Д: Предмет в коробке тяжёлый. В: Ребята, вам хочется открыть коробку и посмотреть, что там лежит? Д: надо отрыть коробку. (Воспитатель открывает корзинку и дети называют предмет, лежащий в корзинке.) Это камни, железные предметы (магниты). В:я рада, что вы, сделали предположение. Но здесь лежит записка. «Ребята, определите что это за предметы и какими волшебными свойствами они обладают?» В: Хотите узнать? Д: да В: Для этого я предлагаю отправиться в исследовательский институт. Физкультминутка. Вот мы в автобусе сидим (повороты с приседанием), Из окошечка глядим (рука у лба), Мы глядим назад, вперед. (повороты назад, вперед) Автобус нас везет, везет. (приседания). Колеса закружились (кружимся, руки на поясе) Вперед мы покатились. И мы не просто так сидим, (повороты с приседаниями) За маршрутом мы следим (рука у лба с поворотами) Пускай автобус нас трясет (прыжки) Мы едем, едем все вперед! 2. Основная часть В: Вот мы и приехали в лабораторию, в исследовательский институт. Кто здесь работает? Д: Ученые В:А кто такие ученые? Д:Ученые –это люди, которые занимаются наукой, изучают природу, мир, проводят различные эксперименты) Ученые: Здравствуйте, меня зовут Вера Ивановна. Кто вы? Д: Мы дети из дет сада нашим воспитателем Ольгой Николаевной. Ученые: С какой целью вы приехали? Д: Мы приехали в институт, чтобы узнать, что это за камни и какими волшебными свойствами они обладают. Ученые: Хорошо, я помогу вам, но я не справлюсь одна мне нужны помощники. Ваш воспитатель сейчас предложит 2-х помощников (выбирают по желанию) В: Мы выбрали помощников ученых, которые будут зарисовывать собранный материал на бумаге, а затем сделают доклад, сообщение по результатам исследования. В:А мы будем исследовать предметы. Как вы думаете с чего начинается исследование предмета? Д: Каждый человек в начале должен подумать. В: Правильно! Здесь висят карточки, что означает каждая из них?
Воспитатель: Молодцы, вы определили последовательность предстоящей работы. Начинаем собирать материала. Помощники ученых, вы помните свою задачу. (мы должны зарисовать собранный вами материал и сделать сообщение по результатам исследования) Воспитатель: Итак, о чем говорит нам первая карточка? (необходимо подумать) В:Посмотрите и подумайте, что можно сказать об этом продукте? Д: (Предмет темно- коричневого цвета, разной формы, разного размера) В:Почему этот продукт темно –коричневого цвета, разной формы, разного размера? В:Сможете ответить на этот вопрос? (нет) В:Где вы можете найти ответ на этот вопрос? Д: Спросить у специалиста, у др. человека. В: Итак, о чём говорит нам первая карточка? Д: Необходимо подумать. В: Посмотрите и подумайте, что можно сказать об этих предметах? Д: Предметы черного цвета, разной формы, размера. Дети, исполняющие роль ученых, пишут условными знаками информацию на листе. В: Почему предметы черного цвета, разной формы, разного размера? Сможете ответить на этот вопрос? Д: нет. В: Где вы можете найти ответ на этот вопрос? Обращаю внимание на карточку «Спросить у специалиста» (У кого можно уточнить?) Д: спросить у специалиста, у др. человека. В: О чём вы будите спрашивать у др. человека? Д: Почему предметы черного цвета, разной формы, разного размера? В: Не забывайте о правилах вежливого обращения. В:Вы узнали ответ на поставленный вопрос? Что вы узнали? Д: Эти камни в природе бывают черного цвета. Разной формы их делают люди, человек и природа. В: Где ещё вы можете узнать о продукте? (Из какого источника) Обращаю внимание на карточку «Книга» Д: Из книги. В: В институте в библиотеке для вас подготовлены книги, в которых вы можете узнать об этом предмете. Что вы можете сказать об этих предметах, посмотрев книги. Д: Эти предметы можно купить в магазине, можно найти в природе в горах. В: Как ещё можно узнать о предмете? (Обращаю внимание на карточку «Эксперимент») Д: Можно провести эксперимент. В: Приглашаю вас в лабораторию для проведения эксперимента. Какое главное правила эксперимента- предмет, материал можно брать в руки и что-то с ним делать. В лаборатории есть рабочие места. В:Ребята, скажите, как подготовиться к проведению предстоящего эксперимента. (прежде, чем их занять надеваем соответствующую одежду) Имитируют! В:В лаборатории мы будем работать в парах. Найдите себе пару, с которой вам будет удобно и комфортно работать! В:Займите своё рабочее место. Какие предметы лежат перед вами? Из какого материала? Д: из дерева (брусок), металла (железный шуруп, алюминиевая ложка), пластмасса (чашка). В: А вот вам таинственный предмет. Подумайте и скажите, какие действия можно совершать с предметами? Д:Можно постучать, присоединять … В:Итак, как вы думаете, что же с ними произойдет? Сделайте предположение Д: Я предполагаю, что предметы притянут к себе металлические ложки … В: То, что вы предполагаете, –это называется гипотеза! -Вы выдвинули свою гипотезу. Повторите, какие действия вы будите выяснять? Д:мы будем выяснять, как взаимодействуют все предметы из разного материала с таинственными предметами. В: гипотезу необходимо проверить. Приступайте. В:Подтвердилась ваша гипотеза? Д: Да. (нет) Камни притягиваются к себе металлические предметы, а деревянные, пластмассовые нет. Дети, исполняют роль ученых, пишут на клетчатой бумаге условные знаки. 3 часть Итоговая В: мы с вами достаточно поработали, а наши «ученые «все записали. Предлагаю учёным сделать о собранной нами информации. Выступление ученых. (примерный текст выступления) Эти камни черного цвета и разной формы. разного размера. В природе они встречаются только черного цвета. Разной формы их делает человек и природа. его можно найти в природе, купить в магазине, взять у друга. Камень присоединяет к себе металлические предметы… В:Что это за предмет? Это магнит! В:мы все сегодня с вами хорошо поработали. Руководитель группы ученых, Вера Ивановна, дарит вам диск с фильмом о магнитах, но мы его посмотрим в детском саду. Спасибо! В: Теперь нам пора возвращаться домой. (физ. минутка) Итог. Возвращение детей в дет сад и просмотр фильма.
|