Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР, ЗПР) ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С АЗАМИ ГЕОГРАФИИ
Познание
Автор: Харлашина Маргарита Александровна, Лещева Ольга Анатольевна   
26.02.2023 11:09

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР, ЗПР) ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С АЗАМИ ГЕОГРАФИИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР, ЗПР) ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С АЗАМИ ГЕОГРАФИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ через знакомство с азами географии. Автором прослеживаются основные теоретические аспекты особенностей когнитивных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании установлено, что уроки географии предъявляют особые требования к наглядному изложению материала, что связано с недоступностью для восприятия детей с ОВЗ большинства объектов и явлений. Приводятся основные средства и методики формирования познавательного интереса детей с ограниченными возможностями на уроках географии.

Ключевые слова: познавательный интерес; ОВЗ; география; когнитивные функции; учебная деятельность.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) представляют собой особую группу лиц, требующих к себе повышенного внимания, что связано с особенностями психофизиологического развития. Данные особенности являются одной из главных причин их школьной неуспеваемости. Для детей с ОВЗ создаются специализированные образовательные учреждения, школы и специальные классы выравнивания, а также коррекционно-развивающие классы [3, c. 342]. В педагогической практике зачастую наблюдаются трудности взаимодействия с такими детьми в климате учебных занятий, что объясняется несамостоятельностью детей с ОВЗ, их наивностью и прямолинейностью. В школе они часто конфликтуют со сверстниками, не принимают и не соблюдают школьные правила и нормы [5, c. 340]. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья воспринимают информацию, поступающую от учителя, в замедленном темпе и обрабатывают ее аналогичным образом. Таким образом, актуальность данного исследования подтверждается необходимостью поиска эффективных наглядно-практических средств и методик познавательного интереса у детей с ОВЗ.

Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности, которые во многом обусловлены низкой работоспособностью детей с ОВЗ, возбудимостью, импульсивностью и гиперактивностью [4, c. 50]. Среди основных образовательных задач в работе с детьми с ОВЗ можно выделить коррекционную работу по отношению к дефектам развития познавательной деятельности, их психического развития, компенсация недостатков базовых школьных знаний, а также формирование мыслительной деятельности во время изучения учебного материала. Как правило, у детей с ОВЗ сформировано отрицательное отношение к обучению, что может являться следствием неуспешности на учебных занятиях. Исходя из этого, деятельность педагога должна включать в себя искусственное создание ситуации успеха для детей, что служит для них «маленькой победой» и является главным стимулом и мотивацией к образованию.

Естественно-географический материал содержит в себе значительные возможности для развития и коррекции познавательного интереса у детей с ОВЗ. Инновационные формы и методы обучения позволяют педагогу в доступной и наглядной форме донести информацию до учащихся, способствующую более сознательному усвоению материала. Использование на уроке разнообразных активных методов и приёмов обучения постепенно помогает ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии. Главным средством в поддержании интереса детей с ОВЗ к обучению является игровая деятельность. Благодаря познавательным играм происходит закрепление полученных умений, знаний и навыков на практике, при этом учащиеся в большинстве случаев испытывают положительные эмоции от такого вида деятельности. Игра на уроках географии может стать инструментом для всестороннего развития школьника [5, c. 349]. На сегодняшний день для развития познавательного интереса детей с ОВЗ на уроках географии активно применяются следующие виды игровой деятельности:

  1. Игра – путешествие. Учитель читает рассказ и останавливается в том месте, в котором включено название проверяемого объекта, после чего дети отмечают данные объекты на географической карте;
  2. Игра с запоминанием слов (название стран или географических объектов). Учителю необходимо продиктовать 2 раза несколько слов, после чего дети записывают данные слова. Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов;
  3. Географические головоломки, загадки, традиционные и цифровые географические диктанты. В развитии познавательного интереса у детей с ОВЗ можно использовать следующие упражнения: «пятый лишний» (детям предлагается выбрать лишний объект из предложенных и объяснить причину своего выбора); «дополни ряд» (например, Азия, Европа, Америка, …), «найди соответствие» (например, между странами и географическими объектами), «поиск по карте» (например, необходимо найти самую высокую и самую низкую температуру на Земле на географической карте) и др. Такие упражнения могут выполняться в соревновательной форме между группами детей или индивидуально, что также повышает интерес к обучению и обеспечивает коллективное взаимодействие детей [4, c. 47].

Формирование познавательного интереса у детей с ОВЗ может проводиться в форме внеклассных мероприятий, которые связаны с географией. Детям предлагается рисовать плакаты и тематические стенгазеты. Кроме того, важным и необходимым аспектом обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья является изучение родного края. Отсюда следует, что работа в краеведческом направлении является приоритетной, что может выражаться в частично-поисковом исследовательском проекте от ребёнка города или области проживания, с последующей презентацией перед классом [1, c. 178].

Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья должно проводиться в форме наглядного представления изучаемого материала, что связано с недоступностью для восприятия таких детей большинства объектов и явлений. Отсюда следует, что формирование познавательного интереса на уроках географии невозможно без представления наглядных пособий. Даже самые яркие и красочные словесные описания географических явлений не позволяют воспринять ребенку с ОВЗ изучаемый материал. Картины, фото- и видеографический материал, а также другие интерактивные методики обучения позволяют акцентировать внимание учеников на изучаемой теме. Главную проблему и трудность для обучения детей с ОВЗ представляют задания, в которых требуется установить причинно-следственные связи. Такие вопросы как «почему?» позволяют увеличить познавательную активность и развить мыслительные процессы учащихся [2, c. 227]. В географии данные вопросы считаются одними из главных, что объясняется наличием в них задачи на установку причинной зависимости и создаёт перед детьми своеобразную проблемную ситуацию, требующую актуализацию имеющихся знаний для выхода из неё [1, c. 177].

Кроме вышеперечисленных средств и методик, для активации познавательной и мыслительной деятельности детей с ОВЗ зачастую применяют нестандартные приёмы обучения. Такие уроки позволяют усваивать знания в творческом направлении, а также стимулируют интерес учеников к изучаемому предмету. Среди нестандартных приёмов можно выделить: уроки-конкурсы, КВНы, уроки-викторины, уроки-марафоны, кругосветки и др. Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Такие уроки почти всегда достигают поставленных целей. Учащиеся на уроке проявляют максимальную активность и показывают хорошие знания. Проходят они очень живо и с большим интересом. На таких уроках нет равнодушных, проблем с дисциплиной не возникает, а после окончания таких уроков дети тебе говорят «спасибо» и это очень приятно. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности школьников с ОВЗ и повышают уровень их общего развития [3, c. 132].

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что дети с ОВЗ представляют собой особую группу, требующую к себе повышенного внимания от педагога и поиска эффективных средств и методов обучения. Формирование познавательного интереса на уроках географии у таких детей должно выполняться с помощью применения комплекса различных видов деятельности (учебная деятельность, игровая, проектная). Использование указанных в данной статье психолого-педагогических приемов и средств на уроках географии позволяет создать комфортные условия для обучения детей с ОВЗ, повышает их активность в учебном процессе, работоспособность и позволяет активировать познавательную и мыслительную деятельность.

Список литературы:

  1. Варакина Е.Е., Беляева Т.К. Развитие учебно-познавательной компетентности школьников на основе индивидуального образовательного маршрута по географии // «Орфановские чтения — 2015». — Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. – С.173 — 177.
  2. Клеменсов Н.А., Беляева Т.К. Проектная деятельность по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья // «Орфановские чтения — 2015». – Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. — 227 с.
  3. Курганова Э.Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №16. – С. 131 – 136.
  4. Лукина Е.В. Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии // Вестник науки и образования. – 2019. — №11. – С. 47- 53.
  5. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010. -№ 9. – С. 356 – 340.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год