ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР, ЗПР) ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С АЗАМИ ГЕОГРАФИИ |
Познание | |||
Автор: Харлашина Маргарита Александровна, Лещева Ольга Анатольевна | |||
26.02.2023 11:09 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР, ЗПР) ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С АЗАМИ ГЕОГРАФИИ Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ через знакомство с азами географии. Автором прослеживаются основные теоретические аспекты особенностей когнитивных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании установлено, что уроки географии предъявляют особые требования к наглядному изложению материала, что связано с недоступностью для восприятия детей с ОВЗ большинства объектов и явлений. Приводятся основные средства и методики формирования познавательного интереса детей с ограниченными возможностями на уроках географии. Ключевые слова: познавательный интерес; ОВЗ; география; когнитивные функции; учебная деятельность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) представляют собой особую группу лиц, требующих к себе повышенного внимания, что связано с особенностями психофизиологического развития. Данные особенности являются одной из главных причин их школьной неуспеваемости. Для детей с ОВЗ создаются специализированные образовательные учреждения, школы и специальные классы выравнивания, а также коррекционно-развивающие классы [3, c. 342]. В педагогической практике зачастую наблюдаются трудности взаимодействия с такими детьми в климате учебных занятий, что объясняется несамостоятельностью детей с ОВЗ, их наивностью и прямолинейностью. В школе они часто конфликтуют со сверстниками, не принимают и не соблюдают школьные правила и нормы [5, c. 340]. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья воспринимают информацию, поступающую от учителя, в замедленном темпе и обрабатывают ее аналогичным образом. Таким образом, актуальность данного исследования подтверждается необходимостью поиска эффективных наглядно-практических средств и методик познавательного интереса у детей с ОВЗ. Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности, которые во многом обусловлены низкой работоспособностью детей с ОВЗ, возбудимостью, импульсивностью и гиперактивностью [4, c. 50]. Среди основных образовательных задач в работе с детьми с ОВЗ можно выделить коррекционную работу по отношению к дефектам развития познавательной деятельности, их психического развития, компенсация недостатков базовых школьных знаний, а также формирование мыслительной деятельности во время изучения учебного материала. Как правило, у детей с ОВЗ сформировано отрицательное отношение к обучению, что может являться следствием неуспешности на учебных занятиях. Исходя из этого, деятельность педагога должна включать в себя искусственное создание ситуации успеха для детей, что служит для них «маленькой победой» и является главным стимулом и мотивацией к образованию. Естественно-географический материал содержит в себе значительные возможности для развития и коррекции познавательного интереса у детей с ОВЗ. Инновационные формы и методы обучения позволяют педагогу в доступной и наглядной форме донести информацию до учащихся, способствующую более сознательному усвоению материала. Использование на уроке разнообразных активных методов и приёмов обучения постепенно помогает ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии. Главным средством в поддержании интереса детей с ОВЗ к обучению является игровая деятельность. Благодаря познавательным играм происходит закрепление полученных умений, знаний и навыков на практике, при этом учащиеся в большинстве случаев испытывают положительные эмоции от такого вида деятельности. Игра на уроках географии может стать инструментом для всестороннего развития школьника [5, c. 349]. На сегодняшний день для развития познавательного интереса детей с ОВЗ на уроках географии активно применяются следующие виды игровой деятельности:
Формирование познавательного интереса у детей с ОВЗ может проводиться в форме внеклассных мероприятий, которые связаны с географией. Детям предлагается рисовать плакаты и тематические стенгазеты. Кроме того, важным и необходимым аспектом обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья является изучение родного края. Отсюда следует, что работа в краеведческом направлении является приоритетной, что может выражаться в частично-поисковом исследовательском проекте от ребёнка города или области проживания, с последующей презентацией перед классом [1, c. 178]. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья должно проводиться в форме наглядного представления изучаемого материала, что связано с недоступностью для восприятия таких детей большинства объектов и явлений. Отсюда следует, что формирование познавательного интереса на уроках географии невозможно без представления наглядных пособий. Даже самые яркие и красочные словесные описания географических явлений не позволяют воспринять ребенку с ОВЗ изучаемый материал. Картины, фото- и видеографический материал, а также другие интерактивные методики обучения позволяют акцентировать внимание учеников на изучаемой теме. Главную проблему и трудность для обучения детей с ОВЗ представляют задания, в которых требуется установить причинно-следственные связи. Такие вопросы как «почему?» позволяют увеличить познавательную активность и развить мыслительные процессы учащихся [2, c. 227]. В географии данные вопросы считаются одними из главных, что объясняется наличием в них задачи на установку причинной зависимости и создаёт перед детьми своеобразную проблемную ситуацию, требующую актуализацию имеющихся знаний для выхода из неё [1, c. 177]. Кроме вышеперечисленных средств и методик, для активации познавательной и мыслительной деятельности детей с ОВЗ зачастую применяют нестандартные приёмы обучения. Такие уроки позволяют усваивать знания в творческом направлении, а также стимулируют интерес учеников к изучаемому предмету. Среди нестандартных приёмов можно выделить: уроки-конкурсы, КВНы, уроки-викторины, уроки-марафоны, кругосветки и др. Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Такие уроки почти всегда достигают поставленных целей. Учащиеся на уроке проявляют максимальную активность и показывают хорошие знания. Проходят они очень живо и с большим интересом. На таких уроках нет равнодушных, проблем с дисциплиной не возникает, а после окончания таких уроков дети тебе говорят «спасибо» и это очень приятно. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности школьников с ОВЗ и повышают уровень их общего развития [3, c. 132]. Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что дети с ОВЗ представляют собой особую группу, требующую к себе повышенного внимания от педагога и поиска эффективных средств и методов обучения. Формирование познавательного интереса на уроках географии у таких детей должно выполняться с помощью применения комплекса различных видов деятельности (учебная деятельность, игровая, проектная). Использование указанных в данной статье психолого-педагогических приемов и средств на уроках географии позволяет создать комфортные условия для обучения детей с ОВЗ, повышает их активность в учебном процессе, работоспособность и позволяет активировать познавательную и мыслительную деятельность. Список литературы:
|