Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Загадки природы: вулкан»
Познание
Автор: Алиева Рахна Асиф Кызы   
21.01.2023 13:09

«Загадки природы: вулкан»«Загадки природы: вулкан»

Алиева Рахна Асиф кызы МБДОУ «Улыбка» Ноябрьск 2023 г

Возрастная группа: старшая

Форма совместной деятельности: исследовательская деятельность.

Форма организации: подгрупповая.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: речевое развитие; социально-коммуникативное.

 

Цель: познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с природным явлением вулкан, с редкой профессией вулканолога.
  • Продолжать учить детей строить гипотезы, делать обобщения.
  • Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и желание развивать свой кругозор.
  • Воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Планируемый результат: узнать о видах вулканов, о профессии которая изучает их. Уметь работать с интерактивной песочницей.

Подготовительная работа:

  1. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр видео роликов с извержениями вулканов.
  2. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

Оборудование: графин с водой, красная пищевая краска, сода, моющее средство, уксус, одноразовые стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, интерактивная песочница, интерактивная доска, пемза, камень, весы, одноразовые глубокие тарелки.

Ход деятельности

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                           Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята сегодня нам в детский сад пришла посылка. Хотите узнать что в ней?( открываем посылку , в ней письмо и пемза)

- Ой какой то предмет, да еще и письмо . Сейчас узнаем что в нем написано.

- Да

- Здорово!

1 мин.

1.1

Проблемная ситуация

Письмо от вулканолога с просьбой помочь в изучении нового вулкана ,который был обнаружен.

Вулканолог: Добрый день ребята! Нашей команде вулканологов срочно нужна помощь. Мы обнаружили на Гавайском острове 2 новых вулкана! И нам не хватает специалистов. Помогите нам в изучении новых вулканов!

- Ребята поможем вулканологам?

- Но для этого нам нужно отправиться на гавайский остров. Вы готовы?

Тогда встаем все в круг, закрываем глаза и говорим такие волшебные слова:

 «Вокруг себя повернись и на острове  очутись» (звучит музыка, появляется изображения острова).

- Да!

- Готовы!

2 мин

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Во мы и попали с вами на гавайский остров. А вы знаете кто такие вулканологи?

- Сегодня мы с вами станем учеными, которые будут изучать вулкан. Но мы совсем забыли про наш таинственный предмет.

-Как вы думаете что это?

- Правильно! А на что она похожа?

- Предлагаю его изучить! Пройдите за исследовательские столы.( дети проходят за столы где уже на каждого ребенка подготовлены материалы для исследования)

- У каждого на столе есть предметы, что это?

- Предлагаю вам сравнить эти предметы. Возьмите каждый предмет и потрогайте его. Какой на ощупь камень? пемза?

-Согласна с вами! А давай теперь сравним что тяжелее. У нас есть специальные весы, которые помогут нам определить вес предметов.( дети на весы кладут камень и пемзу, сравнивают вес)

- Усложним задачу! Положите каждый свою пемзу и посмотрим сможет ли такое количество перевесить камень.(дети кладут все свои пемзы на весы и видят что только такое количество может перевесить один камень). Получилось перевесить камень?

Еще одно свойства мы изучили.

А теперь проверим какой из этих предметов тонет. В емкость с водой опустите сначала камень, а потом пемзу.

-Ребята ка вы думаете почему пемза не тонет?

-Верно ребята! Но есть еще один секрет. Обратите внимание на маленькие дырочки. Благодаря этим дырочкам пемза не тонет. Через них проходит воздух, который удерживает пемзу на плаву.

(подводим итог обоих предметов: плотность, вес, тонет/не тонет)

- Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка:

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

Воспитатель и дети подходят к интерактивной песочнице.

-Это ученые которые изучают вулканы.

-Это пемза, застывшая вулканическая лава.

- На камень

- Камень и пемза.

- оба твердые

- Камень тяжелее пемзы.

- Получилось!

- Камень тонет, а пемза нет!

- Потому что пемза легкая, а камень тяжелый.

10 мин

2.1

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Ребята, а как вы думаете что такое вулкан?

- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – они называются пемза которую мы уже изучили.

- Сейчас мы с вами попробует изобразить вулкан на песочнице( дети становятся вокруг песочницы, проектор отсвечивает гору помогая визуализировать). Вулканическая гора всегда стоит отдельно, а какую вам форму напоминает она?

Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.

-Это обычная гора называется она спящий вулкан, гора с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.

-Конусообразную

 

2.2

Самостоятельное применение нового на практике

- А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть?

-Приглашаю вас к исследовательскому столу ( дети занимаю места, у каждого на столе есть необходимые ингредиенты для изготовление смеси лавы) 

- Ребята, перед вами макет вулкана. Рассмотрите его внимательно, обратите внимание на самую верхушку. В эту воронку   нашего вулкана я вставила небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Перед вами есть все необходимые ингредиенты: сода, пищевой краситель, жидкое мыло. Сейчас приступаем к приготовлению раствора, который поможет оживить вулкан. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в стакан одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя.. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. ( дети замешивают все ингредиенты и по готовности заливают эту смесь в сосуд)

- Да

По ходу детям при необходимости оказывается помощь.

8 мин

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит! ( извержение за счет реакции смеси с уксусом)

Дети с удивлением наблюдают за происходящим.

2 мин

3.1

Рефлексия

- Что вы испытали, когда посмотрели извержение?

-  Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с вулканом? Чем это грозит?

- Ребята, а вам понравилось изучать вулкан?

- Как называют людей, которые изучают вулканы?

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

- Было очень интересно и любопытно.

- Опасно и страшно. Потому что вулкан может проснуться и извергать раскаленную лаву.

- Да

- Вулканологи

2 мин

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год