Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по окружающему миру с использованием технологий ТРИЗ, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Познание
Автор: Шигина Надежда Петровна   
05.01.2023 17:36

Конспект занятия по окружающему миру с использованием технологий ТРИЗ, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) в подготовительной группе «Путешествие капельки»Конспект занятия по окружающему миру с использованием технологий ТРИЗ, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Воспитатель: Шигина Н.П. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Ярославль «Детский сад №99» г. Ярославль, 2022г.

Цель:

  • Формировать экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды. — *Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадка в виде дождя и снега; уточнить представления детей о том, что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек.
  • Сформировать бережное отношение к воде.
  • Формирование представления о свойствах воды, различных ее состояниях.
  • Систематизировать знания детей о трёх агрегатных состояниях вещества.
  • Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками.
  • Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Скачать конспект

Задачи:

  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
  • Развитие наблюдательности у детей, умение сравнивать.
  • Анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  • Развивать внимание и память, воображение, логическое мышление.
  • Формировать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

Материал к занятию: Глобус, плакаты со слайдами по занятию, модель тучки и капелек, фонограмма дождя.

Для экспериментирования: Стаканы с водой, активированный уголь, вата, краска для закрашивания воды, 2 яйца, соль, мука, ванилин, блюдца, салфетки.

Для творчества: мыльная вода, стаканы с водой, трубочки для коктейля, гуашь, пена, цветная бумага, ножницы, кисти.

Предварительная работа: — Беседа с детьми о значении воды. — Наблюдение в группе за водой, ( «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода – жидкая, может течь», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Встреча с ручейком» и др.

Беседы: «Какая бывает вода», «Что мы знаем о воде», «Круговорот воды в природе», «Волшебница вода», «Без воды нет жизни».

Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Да- нет», «Узнай по описанию», «Подводное царство», «Рыбы», «Что изменилось»

Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций по теме.

Чтение: О. Григорьев «Какой дождь», Г. Люшнин «Капелька», Н.Рыжова «Жила-была река»,

загадки, пословицы о воде.

Ход образовательной деятельности.

Утренний круг. Приветствие.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг,

Слева – друг, и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Подарите свои улыбки друг другу, чтобы весь день было прекрасное

настроение. Очень приятно разделить с другом радость и хорошее настроение.

Давай поздороваемся друг с другом по-разному.

Вхождение в тему:

Воспитатель:

Хочу я вам дети историю рассказать про веселую Капельку.

Жило маленькое облачко на небе и любило в игры играть, то лошадку превратиться, или в цветочек. Веселое солнышко ему улыбалось. И подул ветер – ветерок. Солнышко спряталось. Когда стало холодно, облака стали собираться все в кучку и превратились в большую тучку.

-Посмотрите, какая капелька прилетела к нам в гости и она предлагает нам отправиться в путешествие вместе с ней.

-Согласны? -А для этого нам надо всем превратиться в капельки.

Игровое упражнение «Дождик»

- Капля первая упала – кап (сверху дети пальцами показывают)

- И вторая прибежала – кап- кап (траекторное движение капель)

- Мы на небо посмотрели – (смотрят вверх)

- Запели капельки — кап-кап- кап- кап (траекторное движение капель)

- Намочили нам ладошки (показываем ладошки)

- Мы их вытираем (быстро вытираем пальцы)

- Снова капля прибежала (сверху дети пальцами показывают)

- Ладошки мы поведем (показываем ладошки)

-И все капельки стряхнем (встряхиваем капельки)

- Капелька принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса).

Воспитатель: Ребята, у нас облачко с нами тоже поиграло и нам капельки принесло.

1. Капелька «Любопытная».

Воспитатель:

Вопросы детям:

Загадки:

Мы говорим: она течет

Мы говорим: она играет

Она бежит всегда вперед. Но никуда не убегает (вода)

-Что такое глобус? (Это модель земли Земли, уменьшенная во много-много раз).

-Давайте рассмотрим глобус.

Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)

-Зелёный? (Леса)

-Белый? (снега, ледники)

-Голубой, синий? (моря и озера)

-Нашу планету называют голубой, потому, что большая часть на глобусе помечена синем цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки. ¾ части земли составляет вода (наглядность с яблоком, разрезанным на 4 части)

2. Капелька «Волшебная».

Воспитатель:

Волшебная капелька о себе говорит так:

(стихотворение сопровождает иллюстрациями)

Я и стужа и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Воспитатель: Сейчас я буду называть разные слова, где могла спрятаться капелька. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, хлопните в ладоши.

Пар, мяч, снег, болото, песок, туман, иней, бумага, лед, роса, одеяло, туча, радуга, река, град

Физкультминутка:

Динамичное упражнение (Круговорот воды в природе)

Звучит музыка игра «Ходят капельки по кругу»

Карточки: пар, снег, туман, иней, лед, роса, град.

Времена года: весна, лето, осень, зима.

Игра «Маленькие человечки».

-Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я поднимаю надпись с агрегатным состоянием вещества «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе.

3. Капелька «Ученая»

Воспитатель:

А эта капелька любит экспериментировать.

Я могу быть разной: сладкой, кислой, горькой, разноцветной. Почему?

Давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Ответы детей:

Вода-это жидкость. Ее можно переливать, вода не имеет запах. Вода- без вкуса. Вода бесцветная.

4. Капелька «Труженица»

Воспитатель: Вода не только поит и моет. Вода умеет работать. Приносить пользу. По бесчисленным рекам, морям, океанам день и ночь плывут корабли- перевозят грузы и пассажиров.

Вода не только поит, она еще и кормит…… (ответы детей). Слайд или картинка

Игра ТРИЗ

«Хорошо-плохо» стараемся в любом объекте найти

положительные и отрицательные стороны, качества.

Например: «дождь» -это хорошо или плохо?

Хорошо: -напоит растения, птиц, будет не так жарко, смоет пыль и грязь с деревьев

Плохо: -будет грязь, нельзя поиграть на улице с друзьями, скучно, серо на улице

осенью в дождь

«Снег» Хорошо: -можно играть в снежки, кататься на санках, коньках.

Плохо: — руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.

- А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для

того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.

- А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна –

чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая,

прозрачная, безопасная. Но иногда – вода может изменить свои свойства.

Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на

нашей Земле.

5. Капелька «Бережливая».

Воспитатель: Кому нужна вода? (ответы: животным, растениям, людям, птицам, рыбам. насекомым, ЛЮДЯМ) Слайд кому нужна вода)

Воспитатель: Кто загрязняет воду и почему?

Ответы: загрязнение воды (слайды по загрязнению воды: грязные реки (выбросы мусора), заводы (сбросы вводу).

Воспитатель: Это случилось потому, что люди построили много заводов и фабрик. Люди моют машины в прудах и реках, выбрасывают мусор, мы не только используем, но и загрязняем. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Чтобы помочь ей, нужно любить природу. Любить ее с детства.

Воспитатель: Кто контролирует и очищает воду? (следят за загрязнением природы, воды, занимаются очисткой.

Воспитатель: Волшебные капельки еще хотят проверят ваши знания на практических занятиях, где покажут вам путь к центрам.

  1. Центр «Науки», Капелька «Ученая»
  2. Центр «Литературы». Капелька «Любопытная»
  3. Центр «ИЗО». Капелька «Волшебная»
  4. Центр «Манипулятивный». Капелька «Бережливая»

Мнемотаблицы

Попробуем составить мнемотаблицы, для перевода воды из одного агрегатного состояния в другое. (Дети сами называют условия перехода воды из агр. сост)

Работа с карточками «маленьких человечков». Вместо человечков записаны буквы.

5. Центр «Строительный» Капелька «Строительная»

  • Центр «Воды и песка» Капелька «Строительная»

Рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились с заданием «Капельки» и, знаете, как беречь воду и природу. Мы, люди, должны беречь ВОДУ, так как без нее нет жизни на планете.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год