Конспект занятия по окружающему миру с использованием технологий ТРИЗ, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) в подготовительной группе «Путешествие капельки» |
Познание | |||
Автор: Шигина Надежда Петровна | |||
05.01.2023 17:36 | |||
Конспект занятия по окружающему миру с использованием технологий ТРИЗ, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) в подготовительной группе «Путешествие капельки» Воспитатель: Шигина Н.П. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Ярославль «Детский сад №99» г. Ярославль, 2022г. Цель:
Задачи:
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Материалы и оборудование: Материал к занятию: Глобус, плакаты со слайдами по занятию, модель тучки и капелек, фонограмма дождя. Для экспериментирования: Стаканы с водой, активированный уголь, вата, краска для закрашивания воды, 2 яйца, соль, мука, ванилин, блюдца, салфетки. Для творчества: мыльная вода, стаканы с водой, трубочки для коктейля, гуашь, пена, цветная бумага, ножницы, кисти. Предварительная работа: — Беседа с детьми о значении воды. — Наблюдение в группе за водой, ( «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода – жидкая, может течь», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Встреча с ручейком» и др. Беседы: «Какая бывает вода», «Что мы знаем о воде», «Круговорот воды в природе», «Волшебница вода», «Без воды нет жизни». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Да- нет», «Узнай по описанию», «Подводное царство», «Рыбы», «Что изменилось» Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций по теме. Чтение: О. Григорьев «Какой дождь», Г. Люшнин «Капелька», Н.Рыжова «Жила-была река», загадки, пословицы о воде. Ход образовательной деятельности. Утренний круг. Приветствие. Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй! Собрались ребята в круг, Слева – друг, и справа – друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Подарите свои улыбки друг другу, чтобы весь день было прекрасное настроение. Очень приятно разделить с другом радость и хорошее настроение. Давай поздороваемся друг с другом по-разному. Вхождение в тему: Воспитатель: Хочу я вам дети историю рассказать про веселую Капельку. Жило маленькое облачко на небе и любило в игры играть, то лошадку превратиться, или в цветочек. Веселое солнышко ему улыбалось. И подул ветер – ветерок. Солнышко спряталось. Когда стало холодно, облака стали собираться все в кучку и превратились в большую тучку. -Посмотрите, какая капелька прилетела к нам в гости и она предлагает нам отправиться в путешествие вместе с ней. -Согласны? -А для этого нам надо всем превратиться в капельки. Игровое упражнение «Дождик» - Капля первая упала – кап (сверху дети пальцами показывают) - И вторая прибежала – кап- кап (траекторное движение капель) - Мы на небо посмотрели – (смотрят вверх) - Запели капельки — кап-кап- кап- кап (траекторное движение капель) - Намочили нам ладошки (показываем ладошки) - Мы их вытираем (быстро вытираем пальцы) - Снова капля прибежала (сверху дети пальцами показывают) - Ладошки мы поведем (показываем ладошки) -И все капельки стряхнем (встряхиваем капельки) - Капелька принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Воспитатель: Ребята, у нас облачко с нами тоже поиграло и нам капельки принесло. 1. Капелька «Любопытная». Воспитатель: Вопросы детям: Загадки: Мы говорим: она течет Мы говорим: она играет Она бежит всегда вперед. Но никуда не убегает (вода) -Что такое глобус? (Это модель земли Земли, уменьшенная во много-много раз). -Давайте рассмотрим глобус. Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы) -Зелёный? (Леса) -Белый? (снега, ледники) -Голубой, синий? (моря и озера) -Нашу планету называют голубой, потому, что большая часть на глобусе помечена синем цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки. ¾ части земли составляет вода (наглядность с яблоком, разрезанным на 4 части) 2. Капелька «Волшебная». Воспитатель: Волшебная капелька о себе говорит так: (стихотворение сопровождает иллюстрациями) Я и стужа и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. Воспитатель: Сейчас я буду называть разные слова, где могла спрятаться капелька. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, хлопните в ладоши. Пар, мяч, снег, болото, песок, туман, иней, бумага, лед, роса, одеяло, туча, радуга, река, град Физкультминутка: Динамичное упражнение (Круговорот воды в природе) Звучит музыка игра «Ходят капельки по кругу» Карточки: пар, снег, туман, иней, лед, роса, град. Времена года: весна, лето, осень, зима. Игра «Маленькие человечки». -Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я поднимаю надпись с агрегатным состоянием вещества «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. 3. Капелька «Ученая» Воспитатель: А эта капелька любит экспериментировать. Я могу быть разной: сладкой, кислой, горькой, разноцветной. Почему? Давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Ответы детей: Вода-это жидкость. Ее можно переливать, вода не имеет запах. Вода- без вкуса. Вода бесцветная. 4. Капелька «Труженица» Воспитатель: Вода не только поит и моет. Вода умеет работать. Приносить пользу. По бесчисленным рекам, морям, океанам день и ночь плывут корабли- перевозят грузы и пассажиров. Вода не только поит, она еще и кормит…… (ответы детей). Слайд или картинка Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо» стараемся в любом объекте найти положительные и отрицательные стороны, качества. Например: «дождь» -это хорошо или плохо? Хорошо: -напоит растения, птиц, будет не так жарко, смоет пыль и грязь с деревьев Плохо: -будет грязь, нельзя поиграть на улице с друзьями, скучно, серо на улице осенью в дождь «Снег» Хорошо: -можно играть в снежки, кататься на санках, коньках. Плохо: — руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д. - А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды. - А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная. Но иногда – вода может изменить свои свойства. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. 5. Капелька «Бережливая». Воспитатель: Кому нужна вода? (ответы: животным, растениям, людям, птицам, рыбам. насекомым, ЛЮДЯМ) Слайд кому нужна вода) Воспитатель: Кто загрязняет воду и почему? Ответы: загрязнение воды (слайды по загрязнению воды: грязные реки (выбросы мусора), заводы (сбросы вводу). Воспитатель: Это случилось потому, что люди построили много заводов и фабрик. Люди моют машины в прудах и реках, выбрасывают мусор, мы не только используем, но и загрязняем. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Чтобы помочь ей, нужно любить природу. Любить ее с детства. Воспитатель: Кто контролирует и очищает воду? (следят за загрязнением природы, воды, занимаются очисткой. Воспитатель: Волшебные капельки еще хотят проверят ваши знания на практических занятиях, где покажут вам путь к центрам.
Мнемотаблицы Попробуем составить мнемотаблицы, для перевода воды из одного агрегатного состояния в другое. (Дети сами называют условия перехода воды из агр. сост) Работа с карточками «маленьких человечков». Вместо человечков записаны буквы. 5. Центр «Строительный» Капелька «Строительная»
Рефлексивный этап: Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились с заданием «Капельки» и, знаете, как беречь воду и природу. Мы, люди, должны беречь ВОДУ, так как без нее нет жизни на планете.
|