«Использование квест-технологии в познавательном развитии детей». |
Познание | |||
Автор: Кузнецова Ольга Юрьевна | |||
02.01.2023 21:58 | |||
«Использование квест-технологии в познавательном развитии детей». Кузнецова Ольга Юрьевна, Воспитатель МБДОУ д/с № 40 В своей педагогической деятельности я стараюсь, идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Поэтому, я заинтересовалась квест – технологией и стала её подробно изучать. И хочу Вам напомнить, что такое квест – игры. Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений»; вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление трудностей) Квест-игры -это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, при этом мотивация у детей сохраняется на протяжении всей игры. Квест-игра дает нам возможность для развития всех видов детской деятельности. Использование квестов позволяет уйти от традиционной формы обучения и расширить рамки образовательного пространства.
Квест — технология обладает огромным развивающим потенциалом так как направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. При организации квестов, я соблюдаю основные критерии– это безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, соответствие материала возрасту и индивидуальным особенностям, создание атмосферы игрового пространства. Применяя эту технологию в своей работе, я поставила себе цель: повысить познавательную активность детей дошкольного возраста. В квесте я всегда предполагаю задания, в которых необходимо что-то разыскать, или решить проблему чтобы двигаться дальше, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. Материал я подбираю таким образом, чтобы он был максимально оригинальным, интересным, соответствующим ситуации и не требовал специальных знаний или умений от игроков. Квесты провожу как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке. Например: Квест «В поисках клада» для детей подготовительной группы. В ходе этой приключенческой игры ребята почувствовали себя настоящими сыщиками. Они разделились на две команды, где выбрали себе капитана, которые придумали название команды. Каждую команду ждало множество испытаний, из которых они выходили еще более смелыми, ловкими, находчивыми и сообразительными. Необходимо было выполнять различные задания на станциях: «Математическая» — где надо было найти примеры к своему ответу; «Спортивная» — пройти полосу препятствий; «Развитие мышления» — задание предполагало к каждой цифре подобрать свою букву и прочитать получившееся предложение, также соединить цифры по порядку, чтобы получить рисунок. «Знания ПДД» — это задание где надо было отвечать правильно на вопросы. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных испытаний. С успехом преодолевая каждое задание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми. Дошколята отлично справились с финальным заданием, где нашли карту, которая привела их к кладу. Квест научил ребят проявлять взаимодействие в команде и взаимовыручку. В конце всех ждал сюрприз, которому они были очень удивлены.
Целью квеста было развить у детей интерес к художественной литературе, а именно к сказкам. Так же развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательный интерес). Малышам группы была рассказана история, что придя в детский сад, я не обнаружила наши сказки, которые были в читательском уголке. И предложила ребятам отправиться на поиски сказок. Они с интересом отнеслись к поискам потерянных сказок и отправились в путешествие на «волшебном паровозике». На пути встречались разные станции с заданиями. Первая была «Лесная», где ребята закрепили понятие, что такое лес, какие растут деревья и какие животные встречаются в лесу. Следующая была «Сказочная». На которой малыши рассматривали сюжетные картинки по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Пытались вспомнить героев этих сказок. Дети закрепили умение переносить сюжет сказки в игру с использованием масок. Потом они попали на станцию «Волшебная», где ребят встретила рассказчица, которая сказала, что она может им помочь найти потерянные сказки, дала детям волшебный клубок и отправилась с ними на поиски. Где они заметили красивый сундук, в котором и были спрятаны сказки. Ребята с радостью стали рассматривать их. В данном квесте, малыши научились логически размышлять, бережно и заботливо относиться к миру природы, закрепили умение работать дружно. Путешествие в «Волшебном паровозике» Станция «Лесная» Станция «Сказочная» Использование масок в инсценировке сказки «Репка» Встреча с рассказчицей. Нахождение сундука, в котором были потерянные сказки. Квест «Поиски угощенья» на прогулке (подготовительная группа). Квест – игра началась с того, что на площадку пришла лиса, и рассказала, что зимующие птицы остались голодны, что их корм, куда — то пропал. И для того, чтобы его отыскать, им надо найти подсказки. А для нахождения подсказок, лиса загадывала загадки и давала задания. В ходе игры дети проходили различные этапы, на каждом из которых были представлены задания: «Найти пару», «Укрась дерево», «составить рассказ по картинке». «Собрать пазлы». Игра прошла в тёплой дружеской атмосфере. В процессе поиска «потерянного корма» дети самостоятельно преодолевали препятствия и решали возникающие проблемы сообща для достижения поставленной цели, где закреплялись навыки основных видов движений, воспитывались командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу. Все участники получили отличный заряд бодрости и море положительных эмоций. Появление лисы.
Использование квест- игр позволило мне, как педагогу предоставить возможность в естественной игровой среде, получить результат особенностей личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как дети проявляют себя, как добиваются своих целей, как работают в команде, как поступают в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по развитию дошкольников, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка. Таким образом, квест стал отличной возможностью для меня и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
|