Проект «Мой город — Санкт–Петербург»
Долгосрочный, познавательно – творческий проект
Срок реализации: 1 год
Участники проекта: дети подготовительной группы «Цветик – семицветик», родители, воспитатели, специалисты.
Актуальность:
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. По этой причине возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о красоте нашего города. Путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, чтения художественной литературы, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), экскурсии. Дошкольное детство – время становления личности. Известно, что именно в этот период у ребёнка закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста не способны осознать суть исторических событий и их последовательность, большинство информации для них – это формальность, либо недоступные для понимания данные. Целесообразно знакомить дошкольников с городом, используя наглядный материал, отражающий знакомые объекты. Стоит привлечь их внимание к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают, или не обращают внимания. Целенаправленное развитие детского интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, формирования его творческой индивидуальности.
Скачать конспект
Для этого необходимо особым образом отбирать содержание, доступное пониманию детям дошкольного возраста, способствующее пробуждению у них воображения и фантазии. Изучение истории родного города необходимо начинать с самых азов. У города Санкт- Петербурга, как и у самого ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их незначительный жизненный опыт, возможна реализация данного подхода, позволяющая установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой дошкольников на его изучение. Развитие детей в соответствии с данным курсом способствует решению. Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Наш проект интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. С детьми будут проведены беседы, изготовлены работы, просмотрены презентации и документальные фильмы по данной тематике. Разучены стихи о городе, собраны макеты города, проведена экскурсия в музее и итоговое мероприятие.
Цель проекта:
Для ребенка:
Расширение представлений детей о городе, в котором они живут, о его
достопримечательностях и памятных местах.
Для педагога:
- Способствование формированию у детей познавательного интереса
- Расширение словарного запаса детей и обогащение их речевого общения
Для родителей:
Создание дружественных отношений между ДОУ и семьями детей
Задачи проекта:
Для ребенка:
- Формирование у детей познавательного интереса
- Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности и мыслительной деятельности.
- Развитие разговорной речи детей, как средства общения и познания
- Беседа на тему «Мой город Санкт-Петербург»
Для педагога:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; — Пробуждать интерес к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному
- Развивать творческие способности в самостоятельной деятельности
- Поддержать и развить в ребенке интерес к родному городу
- Создать необходимые условия
- Обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку
- Воспитание в детях уверенности, стремление к самостоятельности
Для родителей:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Формы реализации проекта:
- беседы
- оснащение предметно –пространственной среды – создание тематической выставки «Мой любимый город»
- подбор дидактических игр
- работа с родителями
- викторина «Знатоки города»
Ожидаемый результат:
Уточнение и дополнение о достопримечательностях города и культуре поведения в городе.
Иметь представления о мероприятиях, направленных на развитие и улучшение города.
Закрепить знания о разновидностях мостов, зданий; знать их названия; уметь различать и находить сходства в разновидностях архитектурных строений.
Иметь навыки дисциплины, культуры поведения в общественных местах города.
Развить гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу.
План реализации проекта
План реализации проекта
Сроки реализации этапов проекта
|
План реализации проекта
|
Примерные темы
|
Основные виды деятельности и мероприятия с детьми и родителями
|
Сентябрь
1 -неделя 2сентября
3-4 неделя сентября
|
1. «Мой любимый детский сад»
2. «Вот моя улица, вот мой дом»
3. «Я –житель города Санкт –Петербурга»
|
Экскурсия по детскому саду.
Составление рассказа о детском саде (Кто заботится о нас в детском саду)
Правила поведения в детском саду
«Я знаю свой домашний адрес»
Рассматривание фотографий «Красное село»
Чтение художественной литературы
С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Оформление фотоальбома
«Что я узнал о Санкт –Петербурге»
|
Октябрь
1 неделя
Октября
2 октября неделя
3 неделя октября
4 неделя октября
|
- Санкт- Петербург старинный и современный
- Мой район
3-4. Символы нашего города (Герб, флаг, карта)
|
Рассматривание иллюстраций каким раньше был Санкт –Петербург и каким стал)
Фотографии (рассказ по фотографиям, где я люблю бывать с семьей в своем районе)
Добавление фотографий в альбом «Мой район»
Нахождение на карте реки «Невы»
«Флаг России» (лепка)
Картинки с изображением флага России
|
Ноябрь
1 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября
|
1.«Осенний Петербург»
2.«Город, в котором я живу»
(деревенский дом –городской дом)
3.«Прогулка по Летнему саду»
4. «Посещение детской библиотеки им. Крылова»
|
Иллюстрации с изображением с осенним Санкт – Петербургом
Показ презентации «Осень в Санкт –Петербурге»
Рассматривание и сравнение деревенских и городских зданий,
Игра «Найди отличия»
Презентация «Летний сад»
|
Декабрь
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
|
1.Ленинградский зоопарк
(по маршрутному листу)
2.«Новогодний Санкт- Петербург»
3-4. «Дворцовая площадь»
|
Рекомендации родителям по посещению Ленинградского зоопарка по маршрутному листу
Игра «Пройди лабиринт», «Ребусы»
Составление творческих рассказов об увиденном
Д.И «Составь по точкам»
«Собери целое» (разрезные картинки)
Рекомендации родителям о местах
В Санкт- Петербурге, которые интересно посетить с ребенком в период зимних каникул
Д/И «Собери картинку»
«Что пропало», «Узнай по силуэту»
пазлы с изображением знакомых достопримечательностей СПБ
Знакомство с историей Дворцовой площадью
«Зимний Дубль» чтение стихов «Дворцовая площадь» Т. Кудрявцева
|
Январь
2 неделя января
3 неделя января
4 неделя января
|
2.«Новогодний Санкт- Петербург»
3. «Казанский собор»
4.«День снятия блокада Ленинграда»
|
Составление творческих рассказов «Мои впечатления от прогулок по-Новогоднему Санкт- Петербурга»
Знакомство с Казанским собором
Игра «Мемо» Санкт –Петербурга
Очень большая раскраска (карта санкт –Петербурга)
Подвиг жителям блокадного Ленинграда по маршрутному листу
Рекомендации родителям по маршрутному листу по местам Блокады
Создание фотоальбома «Блокадный Ленинград»
Чтение дневника Тани Савичеевой
Разучивание стихотворения Исая Тобольского «Куда ни глянешь — Дети, дети, дети. Все человечество за них в ответе»
|
Февраль
1 неделя февраля
2 неделя февраля
3неделя февраля
4 неделя
|
1.«Транспорт нашего города»
2.«Петербургские мосты»
3-4. «Новая Голландия»
|
Составление рассказа о любимом транспорте, рассматривание иллюстраций с видами транспорта
Разучивание стихов и загадок о любимом транспорте
Д/и «Разрезные картинки», «Что пропало», «Чего не хватает» «Кто каким транспортом управляет», «Что летит, плывет, летит», «Мемори»
Презентация «Петербургские мосты»
Чтение стихотворения «Мосты» Т. Кудрявцева
Знакомство с островом «Новая Голландия»
|
Март
1 неделя марта
2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя марта
|
1-2. Реки и каналы Санкт –Петербурга
3-4. «Крейсер Аврора»
|
Нахождение рек на карте
Чтение литературы «Нева –Река близка – далека» Л.Шиф
Игра «Лото» (достопримечательности Санкт –Петербурга)
Д.И «Узнай чей силует»
Знакомство с историей Крейсер Аврора
Рисование Крейсер Аврора с элементами оригами
Прослушивание песни «Крейсер Аврора»
|
Апрель
1 неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля
|
1-2. Театры «Санкт –Петербурга»
3.Океанариум
4.«В мире прекрасного»
(знаменитые люди живущие в Санкт –Петербурге)
|
Знакомство с разными видами театрами нашего города
Правила общения и поведения в театре
Игра «Эмоции»
Игра «Расскажи сказку»
Альбом «Коллекция театральных билетов»
Рассматривание фотографий детских писателей, художников, композиторов
Рекомендация родителям «Семейное посещение детского театра»
|
Май
1 неделя марта
2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя марта
|
1.Площадь Победы
2.г. Кировск
Музей –заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
3 «С днем Рождения Санкт- Петербург!»
Викторина «знатоки города»
|
Просмотр презентации «Мы помним, мы гордимся»
Закрепление истории возникновения Петербурга. Показ Иллюстраций
Разучивание стихов и песен о Санкт- Петербурге
Участие в музыкальном досуге «День рождения Санкт- Петербурга»
Рекомендация посетить родителям с детьми г.Кировск, посмотреть панораму и Диораму «Прорыв», разгадывание кроссвордов, прослушивание песен о Санкт –Петербурге
|
Системная паутинка проекта
Образовательная область
|
Виды деятельности
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование: Разводные мосты, «Герб СПб», «Адмиралтейство», рассматривание открыток, иллюстраций, картин с изображением СПб. Аппликация «Медный Всадник». Лепка из пластилина «Корабли», «Ростральная колонна». Конструирование «Александровской колонны». Слушание классической детской музыки петербургских композиторов, гимна Санкт-Петербургу. «Достопримечательности города» - раскраска картинок, передача точного цвета, выделение архитектурной особенности. «Арка Победы (Красное село)» - аппликация из бросового материала, растений; коллективная работа.
«Петропавловская крепость» - лепка из соленого теста, выделение характерных особенностей и запоминающихся черт.
|
Физическое развитие
|
Подвижные игры: «По болоту Петр шел», «Бегемотик обормотик», «Каменный лев».
Физкультминутка «Мосты», «Ручей» Горелки»; «С кочки на кочку».
Обширное умывание после сна, контрастное обтирание, хождение по тропе здоровья. Дыхательная гимнастика
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия по Санкт-Петербургу», «Турфирма «Апельсин»» ролевые действия наблюдение за работой экскурсовода в экскурсионном автобусе и в музее. Настольные игры:
- «Лабиринт»;
- «Пазлы», «Домино».
|
Познавательное развитие
|
Тема 1: «Петропавловская крепость» - занятие в виде презентации, краткая история о происхождение, выделение характерных особенностей, значение архитектурного строения.
Тема 2: «Легенды ангела Петропавловского собора» - беседа в виде презентации, знакомство с легендой; устройство и назначение.
Тема 3: «Тайна Адмиралтейского кораблика» - занятие в виде презентации, знакомство детей с архитектурным сооружением «Адмиралтейство», его назначением и главным символом – корабликом.
Тема 4: «Тайны Медного всадника» - занятие в виде презентации, развитие представлений детей об исторической личности Петра I.
Тема 5: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» - презентация, просмотр слайдов, ознакомление с особенностями города, краткая история.
Тема 6: «Соборы Санкт-Петербурга» - презентация, ознакомление детей с разновидностями соборов города: их особенности, отличия, символы.
Тема 7: «Мифологические существа и сказочные животные в Санкт-Петербурге» - презентация, знакомство детей с интересными памятниками города, история их появления и легенды.
|
Речевое развитие
|
Беседа на тему «Как мы бережем свой город», «За что я люблю свой город». Составление описательных рассказов по иллюстрациям. Беседа «Как я провел выходной день». Разучивание считалки «Грифоны».
Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о СПб:- С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»; - В. Брюсов «К медному всаднику»; - А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»;
- В. Лелина «Львиный мостик».
Разучивание наизусть «Про Фонтанку» Барбас Л.Г, «Заячий остров» Ефимовский Е.С. Просмотр презентаций по теме.
Рассказы,повести: - «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.; - А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); - Н. Носов «Метро».
|
Участие родителей в реализации проекта: - сбор материала для оформления альбомов: «Города России»;
- фотовыставки «Достопримечательности нашего города»;
- сбор раскрасок на тему: «Мой Петербург».
Итог проекта: - оформление альбомов, «Города России»;
-лэпбук «Петербурговедение» - фотовыставка «Достопримечательности нашего города»; - Литературно-музыкальный праздник «Мой город-Санкт-Петербург».
|