Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание условий для опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Познание
Автор: Афанасьева Нюргустана Гаврильевна, Лугинова Туяра Дмитриевна   
23.12.2022 15:28

Создание условий для опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возрастаСоздание условий для опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Афанасьева Нюргустана Гаврильевна, Лугинова Туяра Дмитриевна, воспитатели МБДОУ ЦРР-дс № 7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск»

В развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте наряду с игровой деятельностью в процессах социализации имеет большую роль познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Эффективным методом познания является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. Главное достоинство данного метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

Одним из необходимых условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, является организация развивающей среды, которая обеспечивала бы развитие активной самостоятельной детской деятельности. Ведь дети очень любят экспериментировать, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Учитывая интерес наших воспитанников к исследованиям, нами в группе “Сайдыы” в свободном доступе создана специальная зона экспериментов и наблюдений. Там размещены различные предметы, материалы, позволяющие детям получить огромное количество полезных знаний, которые пригодятся им в жизни и в дальнейшем образовательном процессе:

  • природные материалы: камешки, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья растений, веточки, корешки;
  • приборы-помощники: лупы, микроскопы, песочные часы, компас, магниты и другое;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмассы, стекло, различных металлов);
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, крышки, деревянные палочки, трубочки для сока и другие;
  • разные виды бумаги: обычная, цветные, двухсторонние бумаги, картон, паралон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые и непищевые, гуашь, акварельные краски, зеленка, йод и другие;
  • медицинские материалы: резиновые одноразовые перчатки, пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и другие;
  • прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, воздушные шары, сачок, сито, овощные семена, фруктовые косточки, разные крупы и другие.

При оборудовании зоны экспериментирования мы учитывали следующие требования:

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
  2. Достаточность необходимого количества материалов и приборов в соотвествии с возрастом детей;
  3. Доступность расположения материалов в зоне для детей.

В зоне экспериментов с детьми проводим практические опыты с песком, водой, воздухом, снегом, магнитом и т.д. Каждый раз стараемся усложнять опыты и делать их более интересными, например: “Определите на вкус”, “В какой воде быстро растворится сахар? ”, “Можно ли склеить бумагу водой? ”, “Какая бумага быстро мокнет? ” “Веселые пузырьки”, “Магнитное поле”. Детям очень нравится использовать электронный микроскоп, через который они изучают строение насекомого, жилки листьев березы, кору сосны.

Хочется отметить, что экспериментальная деятельность проходит не только в групповом помещении, но и в свободное время, в послеобеденные часы, а также на прогулке. Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдений за живой и неживой природой. В теплое время года, и исходя из климатических особенностей нашего региона, мы с воспитанниками стараемся проводить как много больше времени на свежем воздухе, при этом, проводим исселдования, наблюдения, эксперименты, например, исследование свойств песка — выявить свойства сыпучести и рыхлости песка, также выявить свойства проходимости воды через песок, свойства прочности песка. Ставим разные проблемы в форме вопроса: с какого песка можно слепить фигурку, из мокрого или сухого песка? Давайте подумаем, почему?

Рассматриваем и наблюдаем за деревьями в разное время года, для представления детей о сезонных изменениях в природе. Дети увлеченно рассматривают изменения и с удовольствием рассказывают об этом. Здесь проявляется любознательность, внимательность и несомненно, развивается речь. Ведь развитием родной речи, за её богатством необходимо работать постоянно, дети в таких моментах узнают много друг у друга, в это время у детей начинают залаживаться такие качества, как сплоченность, командность, дружба.

Благодаря опытам и наблюдениям у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и делать некоторые умозаключения.

Таким образом, мы на практике убеждаемся, что экспериментирование является весьма важным развивающим методом для детей дошкольного возраста. С нашими заключениями согласны и родители, поэтому активно помогают пополнением различными материалами нашей зоны экспериментов, выполняют вместе с детьми домашние задания. Дети об этом неустанно рассказывают своим свертсникам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год