Создание условий для опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Афанасьева Нюргустана Гаврильевна, Лугинова Туяра Дмитриевна | |||
23.12.2022 15:28 | |||
Создание условий для опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Афанасьева Нюргустана Гаврильевна, Лугинова Туяра Дмитриевна, воспитатели МБДОУ ЦРР-дс № 7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск» В развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте наряду с игровой деятельностью в процессах социализации имеет большую роль познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Эффективным методом познания является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. Главное достоинство данного метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Одним из необходимых условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, является организация развивающей среды, которая обеспечивала бы развитие активной самостоятельной детской деятельности. Ведь дети очень любят экспериментировать, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Учитывая интерес наших воспитанников к исследованиям, нами в группе “Сайдыы” в свободном доступе создана специальная зона экспериментов и наблюдений. Там размещены различные предметы, материалы, позволяющие детям получить огромное количество полезных знаний, которые пригодятся им в жизни и в дальнейшем образовательном процессе:
При оборудовании зоны экспериментирования мы учитывали следующие требования:
В зоне экспериментов с детьми проводим практические опыты с песком, водой, воздухом, снегом, магнитом и т.д. Каждый раз стараемся усложнять опыты и делать их более интересными, например: “Определите на вкус”, “В какой воде быстро растворится сахар? ”, “Можно ли склеить бумагу водой? ”, “Какая бумага быстро мокнет? ” “Веселые пузырьки”, “Магнитное поле”. Детям очень нравится использовать электронный микроскоп, через который они изучают строение насекомого, жилки листьев березы, кору сосны. Хочется отметить, что экспериментальная деятельность проходит не только в групповом помещении, но и в свободное время, в послеобеденные часы, а также на прогулке. Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдений за живой и неживой природой. В теплое время года, и исходя из климатических особенностей нашего региона, мы с воспитанниками стараемся проводить как много больше времени на свежем воздухе, при этом, проводим исселдования, наблюдения, эксперименты, например, исследование свойств песка — выявить свойства сыпучести и рыхлости песка, также выявить свойства проходимости воды через песок, свойства прочности песка. Ставим разные проблемы в форме вопроса: с какого песка можно слепить фигурку, из мокрого или сухого песка? Давайте подумаем, почему? Рассматриваем и наблюдаем за деревьями в разное время года, для представления детей о сезонных изменениях в природе. Дети увлеченно рассматривают изменения и с удовольствием рассказывают об этом. Здесь проявляется любознательность, внимательность и несомненно, развивается речь. Ведь развитием родной речи, за её богатством необходимо работать постоянно, дети в таких моментах узнают много друг у друга, в это время у детей начинают залаживаться такие качества, как сплоченность, командность, дружба. Благодаря опытам и наблюдениям у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и делать некоторые умозаключения. Таким образом, мы на практике убеждаемся, что экспериментирование является весьма важным развивающим методом для детей дошкольного возраста. С нашими заключениями согласны и родители, поэтому активно помогают пополнением различными материалами нашей зоны экспериментов, выполняют вместе с детьми домашние задания. Дети об этом неустанно рассказывают своим свертсникам.
|