Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через познавательно-информационный проект «Все профессии важны — все профессии нужны»
Кайгородова Елена Викторовна, Максимова Эльвира Иннокентьевна
воспитатели МБДОУ ЦРР — Д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск» Республика Саха (Якутия)
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Ведь от уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
Наши наблюдения за детьми 5 лет в игре, индивидуальные беседы с ними, о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: об их названии, предметах — помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых. А ведь формирование представлений детей о мире труда и профессий — это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И мы считаем, что начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тем, что, что ближе детям, к их жизненному опыту.
Исходя из проблематики, мы поставили следующую цель работы с детьми — расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых. Запланировали решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу
- создать необходимую предметно-развивающую среду
- разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с профессиями
- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения
- научить детей отражать в сюжетно — ролевой игре особенности, присущие различным профессиям
- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий
- привлекать родителей к активному взаимодействию.
При реализации данной работы нами были выбраны следующие методы:
- проведение экскурсий, в том числе совместных экскурсий выходного дня
- создание мини — музея с привлечением родителей «Все профессии нужны, все профессии важны»:
- организация встреч с родителями, как представителями разных профессий
- чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых, в том числе организация библиотеки «Читаем дома о профессиях»
- этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе
- инсценировка литературных произведений
- составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых
- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
- различные игровые технологии.
На первом, подготовительном этапе нами был составлен план мероприятий по проекту «Все профессии нужны, все профессии важны» по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, создание предметно-пространственной развивающей среды (ППРС). Так как ППРС является важным развивающим фактором образовательной среды мы уделили ей особое внимание, так:
- создан мини — музей «Профессии» в группе с привлечением родителей
- подобраны иллюстрации, сюжетные картины, загадки, настольные и сюжетно — ролевые игры в соответствии с тематикой проекта
- подобран литературный материал (стихи, песни, пословицы о профессиях)
- подобраны книги для семейной библиотеки «Такие разные профессии»
- подобраны и разработаны настольные и дидактические игры
- созданы авторские дидактические игры по финансовой грамотности
- созданы Лэпбуки по профессиям
- совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно — ролевым играм
- разработаны конспекты специально организованной деятельности по теме «Профессии».
На втором, основном этапе проводилась непосредственно содержательная, внедренческая часть нашей деятельности. Практическая работа построена по 2 блокам — 1 блок «Работа с детьми», 2 блок «Работа с родителями».
Блок «Работа с детьми» содержит разные формы и виды деятельности и охватывает
все образовательные области развития и образования детей дошкольного возраста.
ОО «Познавательное развитие»:
- специально организованная деятельность «В мире профессий», «Профессии и инструменты», «Лучше дела не найти» и др.:
- экскурсии внутри детского сада
- дидактические игры на формирование представлений детей о разнообразных профессиях.
ОО «Речевое развитие»:
- беседы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», «Профессиональные праздники» и др.
- Чтение художественной литературы, обогащающей знания детей о мире профессий.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»:
- сюжетно — ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход», «Школа», «Моя семья», «Детский сад», «Такси», «Автобус», «Банк», «Скорая помощь», «Пожарная» и др.
- встречи с представителями разных профессий.
ОО «Художественно — эстетическое развитие»:
- разучивание музыкально — ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен «Отважный пожарный», «Моряки», «Воспитательница», «Швея» и др.
- свободная творческая деятельность на развитие активности в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.)
ОО «Физическое развитие»
- подвижные игры на закрепление знаний детей о разных профессиях.
Блок «Работа с родителями» является важным направлением в нашем проекте, так как без помощи родителей невозможно донести до детей важность человеческого труда в жизни. В этом блоке нами предусмотрена просветительская работа, которая помогает донести до родителей актуальность формирования представлений о профессиях у ребенка.
Это:
- консультации для родителей «Беседуйте с детьми о профессиях»
- раздача памяток «Как знакомить детей с профессиями»
- совместное создание мини — музея «Все профессии важны, все профессии нужны»
- совместное с детьми изготовление альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде»;
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно — ролевым играм;
- приглашение родителей на встречи с детьми «Расскажу о профессии», проведение предварительной работы с выступающими родителями;
- организация совместных экскурсий выходного дня.
На третьем, заключительном этапе, нами запланированы следующие итоговые мероприятия, которые являются также продуктами нашего проекта:
- Совместное с родителями развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»
- Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии»
- Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»
- Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».
По завершению нашей работы, мы ожидаем следующие результаты:
у воспитанников будут сформированы:
- представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах — помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно — ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов;
- представления о профессиях своих родителей;
- умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы;
- понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны»;
у родителей ожидаем:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций;
для педагогов:
- создана предметно-развивающей среды по теме проекта;
- построена совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
В результате первого года реализации проекта, мы можем констатировать следующие промежуточные результаты:
- Дети мотивированы на знакомство с профессиями, трудом взрослых, сформирован интерес,
- Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
- У детей появились личные предпочтения в профессиях, которые они отражают в разных вилах деятельности;
- Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.
Мы считаем, что знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные особенности дошкольников.
Список литературы
- Антонова, Т. В., Иванова, Р.А. Формирование детского игрового общества /Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2001. — 205с.
- Артемова, Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л.В. Артемова // Дошкольное воспитание, 1972, N 6, с.5.
- Бересневич, Е.В. Развитие игры ребёнка под влиянием воспитания: Творческие игры в детском саду / Е.В. Бересневич. — М.: 1951. — 300с.
- Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А., Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 528с.
- Венгер, Л.Л. Сюжетно — ролевая игра и психическое развитие ребенка: Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л.Л. Венгер. — М.: 1978. — 321с.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966, N° 6, с. 62.
- Жуковская, Р.И. Руководство творческими играми дошкольников/ Р.И. Жуковская. — M.: 1953. — 258c.
- Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание, 2003, N°4, с. 18.
|