Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через познавательно-информационный проект «Все профессии важны — все профессии нужны»
Познание
Автор: Кайгородова Елена Викторовна Максимова Эльвира Иннокентьевна   
23.12.2022 12:40

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через познавательно-информационный проект «Все профессии важны — все профессии нужны»Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через познавательно-информационный проект «Все профессии важны — все профессии нужны»

Кайгородова Елена Викторовна, Максимова Эльвира Иннокентьевна

воспитатели МБДОУ ЦРР — Д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск» Республика Саха (Якутия)

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

 

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Ведь от уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы.

Наши наблюдения за детьми 5 лет в игре, индивидуальные беседы с ними, о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: об их названии, предметах — помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых. А ведь формирование представлений детей о мире труда и профессий — это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И мы считаем, что начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тем, что, что ближе детям, к их жизненному опыту.

Исходя из проблематики, мы поставили следующую цель работы с детьми — расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых. Запланировали решение следующих задач:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу
  • создать необходимую предметно-развивающую среду
  • разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с профессиями
  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения
  • научить детей отражать в сюжетно — ролевой игре особенности, присущие различным профессиям
  • воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий
  • привлекать родителей к активному взаимодействию.

При реализации данной работы нами были выбраны следующие методы:

  • проведение экскурсий, в том числе совместных экскурсий выходного дня
  • создание мини — музея с привлечением родителей «Все профессии нужны, все профессии важны»:
  • организация встреч с родителями, как представителями разных профессий
  • чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых, в том числе организация библиотеки «Читаем дома о профессиях»
  • этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе
  • инсценировка литературных произведений
  • составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых
  • индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
  • различные игровые технологии.

На первом, подготовительном этапе нами был составлен план мероприятий по проекту «Все профессии нужны, все профессии важны» по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, создание предметно-пространственной развивающей среды (ППРС). Так как ППРС является важным развивающим фактором образовательной среды мы уделили ей особое внимание, так:

  • создан мини — музей «Профессии» в группе с привлечением родителей
  • подобраны иллюстрации, сюжетные картины, загадки, настольные и сюжетно — ролевые игры в соответствии с тематикой проекта
  • подобран литературный материал (стихи, песни, пословицы о профессиях)
  • подобраны книги для семейной библиотеки «Такие разные профессии»
  • подобраны и разработаны настольные и дидактические игры
  • созданы авторские дидактические игры по финансовой грамотности
  • созданы Лэпбуки по профессиям
  • совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно — ролевым играм
  • разработаны конспекты специально организованной деятельности по теме «Профессии».

На втором, основном этапе проводилась непосредственно содержательная, внедренческая часть нашей деятельности. Практическая работа построена по 2 блокам — 1 блок «Работа с детьми», 2 блок «Работа с родителями».

Блок «Работа с детьми» содержит разные формы и виды деятельности и охватывает

все образовательные области развития и образования детей дошкольного возраста.

ОО «Познавательное развитие»:

  • специально организованная деятельность «В мире профессий», «Профессии и инструменты», «Лучше дела не найти» и др.:
  • экскурсии внутри детского сада
  • дидактические игры на формирование представлений детей о разнообразных профессиях.

ОО «Речевое развитие»:

  • беседы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», «Профессиональные праздники» и др.
  • Чтение художественной литературы, обогащающей знания детей о мире профессий.

ОО «Социально — коммуникативное развитие»:

  • сюжетно — ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход», «Школа», «Моя семья», «Детский сад», «Такси», «Автобус», «Банк», «Скорая помощь», «Пожарная» и др.
  • встречи с представителями разных профессий.

ОО «Художественно — эстетическое развитие»:

  • разучивание музыкально — ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен «Отважный пожарный», «Моряки», «Воспитательница», «Швея» и др.
  • свободная творческая деятельность на развитие активности в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.)

ОО «Физическое развитие»

  • подвижные игры на закрепление знаний детей о разных профессиях.

Блок «Работа с родителями» является важным направлением в нашем проекте, так как без помощи родителей невозможно донести до детей важность человеческого труда в жизни. В этом блоке нами предусмотрена просветительская работа, которая помогает донести до родителей актуальность формирования представлений о профессиях у ребенка.

Это:

  • консультации для родителей «Беседуйте с детьми о профессиях»
  • раздача памяток «Как знакомить детей с профессиями»
  • совместное создание мини — музея «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • совместное с детьми изготовление альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде»;
  • привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно — ролевым играм;
  • приглашение родителей на встречи с детьми «Расскажу о профессии», проведение предварительной работы с выступающими родителями;
  • организация совместных экскурсий выходного дня.

На третьем, заключительном этапе, нами запланированы следующие итоговые мероприятия, которые являются также продуктами нашего проекта:

  • Совместное с родителями развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии»
  • Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»
  • Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».

По завершению нашей работы, мы ожидаем следующие результаты:

у воспитанников будут сформированы:

  • представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах — помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно — ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов;
  • представления о профессиях своих родителей;
  • умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы;
  • понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны»;

у родителей ожидаем:

  • успешное взаимодействие со своими детьми;
  • повышение психолого-педагогических компетенций;

для педагогов:

  • создана предметно-развивающей среды по теме проекта;
  • построена совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
  • повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

В результате первого года реализации проекта, мы можем констатировать следующие промежуточные результаты:

  1. Дети мотивированы на знакомство с профессиями, трудом взрослых, сформирован интерес,
  2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
  3. У детей появились личные предпочтения в профессиях, которые они отражают в разных вилах деятельности;
  4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Мы считаем, что знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные особенности дошкольников.

Список литературы

  1. Антонова, Т. В., Иванова, Р.А. Формирование детского игрового общества /Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2001. — 205с.
  2. Артемова, Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л.В. Артемова // Дошкольное воспитание, 1972, N 6, с.5.
  3. Бересневич, Е.В. Развитие игры ребёнка под влиянием воспитания: Творческие игры в детском саду / Е.В. Бересневич. — М.: 1951. — 300с.
  4. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А., Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 528с.
  5. Венгер, Л.Л. Сюжетно — ролевая игра и психическое развитие ребенка: Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л.Л. Венгер. — М.: 1978. — 321с.
  6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966, N° 6, с. 62.
  7. Жуковская, Р.И. Руководство творческими играми дошкольников/ Р.И. Жуковская. — M.: 1953. — 258c.
  8. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание, 2003, N°4, с. 18.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год