Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование технологии проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей раннего возраста»
Познание
Автор: Трибой Юлия Александровна Шелаева Ольга Павловна   
21.12.2022 23:10

«Использование технологии проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей раннего возраста»«Использование технологии проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей раннего возраста»

  • Трибой Юлия Александровна,
  • Шелаева Ольга Павловна

Воспитатель, МДОУ детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях.

 

С целью расширения кругозора дошкольников о мире профессий, о трудовой деятельности людей, формирования положительного отношения к труду, мы использовали такую технологию, как проектная деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Цель технологии проектной деятельности в ранней профориентации дошкольников: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Актуальность:

Дети раннего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с раннего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду. Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий, было принято решение о создании долгосрочного образовательного проекта на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цель проекта: познакомить детей раннего возраста с разнообразием профессий, их особенностями и важности труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

  • дать детям представления о том, что такое «профессия»;
  • познакомить детей с различными профессиями взрослых;
  • обеспечить восприятие ребёнком простейших трудовых действий, их названия и соотношения к профессии;
  • познакомить с орудиями труда, инструментами, необходимыми данной профессии;
  • развивать познавательную активность детей, речь, память, мышление, коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать интерес и уважительное отношение к труду взрослых.

Для работы с родителями:

  • заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе;
  • привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада в рамках организации проекта.

Предполагаемый результат:

  • дети получат представления о том, что такое «профессия»;
  • дети познакомятся с такими профессиями, как повар, врач, строитель, шофер и другими;
  • дети познакомятся с инструментами и орудиями труда для этих профессий;
  • дети смогут организовать сюжетно-ролевую игру на основе полученных знаний;
  • все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: наблюдения, организованная образовательная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, художественная продуктивная деятельность, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, консультации.

Методы работы: наглядный, словесный, практический и игровой.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Материал для труда
  4. Форменная одежда
  5. Орудия труда
  6. Трудовые действия
  7. Личностные качества
  8. Результат труда
  9. Польза труда для общества.

Этапы реализации проекта

I этап – установочный

Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме;
  • изготовление и подбор дидактических пособий и иллюстративного материала по теме;
  • составление плана работы над проектом;
  • определение времени в режиме дня группы для реализации проекта;
  • оформление рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

III этап – основной

  • Познавательная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • работа с родителями

IV этап – обобщающий

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, педагоги создали определенную развивающую предметно- пространственную среду, которая позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

  • индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
  • позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
  • помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
  • использовать полученные знания в практическом применении;
  • принимать во внимание деятельность других воспитанников;
  • предусматривать игровой замысел;
  • корректировать и развивать игровой сюжет.

Технология проектной деятельности включает в себя очень много различных форм и видов деятельности.

Мероприятия по реализации проекта

  1. Беседы: «Что такое профессия», «Кто работает в детском саду», «Профессии моих родителей», «Что, если бы не было»,
  2. Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кафе», «Сервируем стол», «Паровоз» (на улице), «Мы – строители», «Готовим обед», «На приеме у врача», «Магазин», «Мамины помощники».

Дидактические игры: лото «Профессии», «Кому что», «Кто, что делает», «Поехала машина», «Кто чем занимается», «Кто, где работает», «Собери картинку из кубиков», разрезные картинки «Орудия труда», «Варим компот», «Где, чей инструмент».

3. Речевое развитие:

  • знакомство с загадками о профессиях
  • чтение с детьми стихов, загадок, пословиц о профессиях и их атрибутов
  • чтение Б. Заходер «Все работы хороши»; К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»; С. Маршак «Кошкин дом»; Харенко, Ткаченко «Мамины и папины помощники»
  • рассказ детей по теме: «Моя мама работает…», «Мой папа работает…».

4. Художественно-творческая деятельность:

  • раскрашивание раскрасок «Профессии», «Овощи-фрукты»
  • лепка «Печенье для гостей»; «Самолет»
  • рисование «Дорога для автомобиля», «Разноцветные расчески», «Поможем шоферу»

5. Познавательное развитие:

  • ООД: «Азбука профессий», «Знакомство с профессией продавец», «Профессии», «В гостях и доктора Айболита», «Мы сегодня повара», «Поможем шоферу»
  • экскурсии: в прачечную, в медицинский кабинет.
  • наблюдение: за работой дворника, за проезжей частью (машинами).

6. Работа с родителями:

  • консультации:
  • анкетирование родителей
  • привлечение родителей к сбору материалов.

По итогам проделанной работы можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

  • была создана стенгазета «Профессии наших родителей»;
  • у малышей появился интерес к деятельности взрослых;
  • дети научились соотносить простейшие трудовые действия с какой- либо профессией, распознавать и различать инструменты труда разных профессий;
  • расширились знания детей о профессиях родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
  • научились отражать полученные знания в сюжетно-ролевых играх;
  • стали развиваться и закрепляться коммуникативные навыки.

Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также более уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Была создана библиотека с подборкой книг о профессиях, которую дополнили картотеками пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотекой сюжетно-ролевых игр. Изготовили лэпбук «Путешествие в мир профессий», в который вошли дидактические игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Так же были приобретены и изготовлены руками родителей костюмы для сюжетно-ролевых игр: «Доктор», «Повар», «Полицейский» «Пожарный», а также игровые наборы, атрибуты для оснащения РППС.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год