«Использование технологии проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей раннего возраста» |
Познание | |||
Автор: Трибой Юлия Александровна Шелаева Ольга Павловна | |||
21.12.2022 23:10 | |||
«Использование технологии проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей раннего возраста»
Воспитатель, МДОУ детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях.
С целью расширения кругозора дошкольников о мире профессий, о трудовой деятельности людей, формирования положительного отношения к труду, мы использовали такую технологию, как проектная деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Цель технологии проектной деятельности в ранней профориентации дошкольников: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Актуальность: Дети раннего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с раннего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду. Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий, было принято решение о создании долгосрочного образовательного проекта на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель проекта: познакомить детей раннего возраста с разнообразием профессий, их особенностями и важности труда в любой профессиональной деятельности. Задачи проекта: Для работы с детьми:
Для работы с родителями:
Предполагаемый результат:
Формы реализации проекта: Формы работы с детьми: наблюдения, организованная образовательная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, художественная продуктивная деятельность, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры. Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, консультации. Методы работы: наглядный, словесный, практический и игровой. Алгоритм ознакомления с профессией.
Этапы реализации проекта I этап – установочный Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. II этап – подготовительный
III этап – основной
IV этап – обобщающий Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, педагоги создали определенную развивающую предметно- пространственную среду, которая позволяет:
Использование игрового пространства позволяет:
Технология проектной деятельности включает в себя очень много различных форм и видов деятельности. Мероприятия по реализации проекта
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кафе», «Сервируем стол», «Паровоз» (на улице), «Мы – строители», «Готовим обед», «На приеме у врача», «Магазин», «Мамины помощники». Дидактические игры: лото «Профессии», «Кому что», «Кто, что делает», «Поехала машина», «Кто чем занимается», «Кто, где работает», «Собери картинку из кубиков», разрезные картинки «Орудия труда», «Варим компот», «Где, чей инструмент». 3. Речевое развитие:
4. Художественно-творческая деятельность:
5. Познавательное развитие:
6. Работа с родителями:
По итогам проделанной работы можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима. По реализации проекта были получены следующие результаты:
Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также более уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда. Была создана библиотека с подборкой книг о профессиях, которую дополнили картотеками пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотекой сюжетно-ролевых игр. Изготовили лэпбук «Путешествие в мир профессий», в который вошли дидактические игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Так же были приобретены и изготовлены руками родителей костюмы для сюжетно-ролевых игр: «Доктор», «Повар», «Полицейский» «Пожарный», а также игровые наборы, атрибуты для оснащения РППС.
|