Методическая разработка. План индивидуального развития педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» |
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Слепова Анна Вячеславовна | ||||||||||||||||||||||||||||
20.12.2022 15:29 | ||||||||||||||||||||||||||||
Методическая разработка. План индивидуального развития педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга План индивидуального развития педагога Слеповой Анны Вячеславовны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» подготовительной группы № 10 с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) 2022-2023 учебный год Санкт-Петербург 2022г. Актуальность проблемы:
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Название: «Юные исследователи» Руководители проекта: Воспитатель группы №10: Слепова Анна Вячеславовна Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Состав группы: Воспитанники подготовительной группы №10 подготовительной группы № 10 с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи), воспитатель, родители воспитанников. Тип проекта: Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский. Вид проекта: Исследовательский. Срок реализации проекта: сентябрь — май 2022 года. Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности детей; Задачи:
Принципы:
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – опыты и экспериментирования, познавательно-исследовательская деятельность, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; фронтальные занятия; развлечение; целевая прогулка наблюдения в природе; рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; беседы по теме познавательно-исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты: 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2. Чёткое выполнение поставленной задачи; 3. Повышение уровня мотивации к занятиям.
|