Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «От зернышка до каравая» |
Познание | |||
Автор: Ноздрина Татьяна Валерьевна | |||
12.12.2022 06:54 | |||
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «От зернышка до каравая» Подготовительная группа: Цель: формировать представление о процессе выращивания хлеба. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о хлебе; рассматривание злаковых культур, заучивание пословиц о хлебе; рассматривание подборки картин на тему «Хлебобулочные изделия»; беседы на тему: «Как выращивают хлеб», «Хлеб — всему голова». Материалы и оборудование: каравай; ноутбук, мультимедийная презентация или дидактические карточки «Как в наше время выращивали хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб». Электрическая кофемолка. Разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий на каждого ребенка. Чудо – дерево. Колосья пшеницы; зерна пшеницы, овса, гречки; мука пшеничная. Дощечки, камни, ступки и пестик, лупы — по количеству детей. Сито; влажные салфетки; песочные часы; клей, кисточки для клея; шаблоны зайчика. Содержание Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы готовы отправиться со мной в увлекательное путешествие? (да) Сначала нужно построиться в цепочку. Будьте внимательны! Первым выходит ______. Перед ________ встанет _______. За _________ встанет ________. _________встанет за _______. Перед ________– ______. За _______ встанет _____. _____ – за _______. ______ – между __________ и ________. _______ – за _______. Готовы? А теперь ответьте: кто, где стоит? Дети: _____ – «я первая, за мной стоит _______». _________ – «я второй. Я стою за ________, а за мной _______ …… _______ – «я десятый, последний в цепочке». Выполняют упражнение «Шагалочка» Мы шагаем, мы шагаем, и колени поднимаем (идут, высоко поднимают колени) А сейчас мы приседаем, и колени опускаем (передвигаются на полусогнутых) Вот крадется кот царапка Он неслышно ставит лапки (передвигаются крадучись, бесшумно) Вот бредет мохнатый мишка Раздавил он лапой шишку (идут на внешней стороне стоп) А зайчата прыг да скок, Скачут в школу на урок (прыгают на двух ногах, руки на поясе) Подходят к дереву Воспитатель:
Не листочки на нём, не цветочки на нём, А интересные задания и картинки на нём. Вы все к дереву идите, что в конвертах посмотрите. Дети подходят к чудо — дереву, снимают конверты, смотрят и собирают разрезные картинки. - Давайте мы с вами соберём разрезные картинки и посмотрим, что у нас получится. -Назовите, что у вас изображено на картинках? (называют) Как одним словом всё это можно назвать? (Хлебобулочные изделия) - Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О хлебе) А сейчас давайте, присядем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка» Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол, Туда — сюда гоняли булку, и забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. «Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол. «Я — пекарь» — человек ответил и с булкой медленно ушел. Воспитатель: Скажите, ребята, почему пекарь отобрал у детей булку? (ответы детей) Вот сегодня мы с вами и узнаем, сколько труда вложено в булку, будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом «а», проводить исследования как настоящие учёные, рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинным и современным способами. А теперь давайте вспомним, в какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (весной) Как подготавливали землю? (боронили, вспахивали, удобряли) Игра «Сравни» Давайте сравним, как было в старые времена и как сейчас. Перед детьми ноутбук. Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас? Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг (слайд «Пахота») Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время? Дети: Раньше самый опытный член семьи — дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (слайд «Посев») Воспитатель: В какое время года начинается жатва? Дети: Осенью (слайд «Время года — осень») Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас? Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны (слайд «Жатва») Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас? Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе (слайд «Мельница «, «Мукомольный завод»). Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас? Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе (слайд «Изба с русской печью», «Хлебозавод»). Воспитатель: Ребята, а в какое время было легче выращивать хлеб в прошлом времени или сейчас? Почему? Дети: Люди придумали технику, которая облегчила труд человека. Воспитатель: А сейчас на мельнице поработают наши ладони. Пальчиковая гимнастика «Мельница» Мельница, мельница мелет зерно (потирают ладони круговыми движениями) Ветер дует посильнее: с с с с с… (дуют на поднесенные ко рту ладони) Мелет мельница быстрей! (потирают ладони, ускоряя темп) Ветер дует все сильнее: с с с с с… (дуют на поднесенные ко рту ладони, ещё ускоряя темп) Мельница еще быстрее (потирают ладони, еще ускоряя темп) Из муки, из муки (соединяют пальцы в щепоть, потирают их) Напекли мы пирожки (лепят пирожки) Ладушки, ладушки (хлопают) Напекли оладушки (хлопают правой ладонью по левой) Экспериментальная деятельность Воспитатель: Я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать. Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (Мука) Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат колоски пшеницы, давайте рассмотрим их. Сколько зерна в колоске? Какого цвета? (ответы детей: в колоске много зерен, есть усики, стебель — соломка, хрупкий) А теперь посмотрите, на тарелочках у вас лежат зерна. (на тарелочках лежат зерна пшеницы, овса, гречки) Возьмите одно зерно пшеницы и одно зерно овса. А почему никто из вас не взял вот эти зерна? (потому, что это зерна гречки и из неё варят гречневую кашу) Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Чем отличается зерна пшеницы и овса? (зерно пшеницы крупнее, у зерен нет шелухи, на зернышке можно заметить продольную полоску; овес – зернышко длинное, покрытое шелухой) Воспитатель: А какая мука получится из пшеницы? (пшеничная мука, белая) А что пекут из пшеничной муки? (из пшеничной муки пекут белый хлеб, пироги, булочки, блинчики) А какая мука получится из овса? (овсяная мука) А что пекут из овсяной муки? (из овсяной муки пекут овсяное печенье, из крупы варят овсяную кашу) Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку. (Зерно — крупное и твёрдое, а мука — мелкая и мягкая, белая, рассыпчатая) Воспитатель: давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы, как это делали в старину. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 2 минуты. Дети растирают зерно пшеницы с помощью дощечек и камней) Получилась у вас мука? (ответы детей) Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик. А теперь, давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы пестиком в ступке. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 1 минуту. Дети толкут зерно с помощью пестика Получилась мука? (нет. Тяжело) Скажите ребята, а сколько времени мы потратили на помол муки ручными приспособлениями (3 минуты) Потом, чтобы облегчить труд появились ручные жернова, а после них мельница. В наше время людям везде помогает техника. Дети рассматривают электрическую кофемолку Я сейчас засыплю зерна пшеницы в кофемолку и включу её, а вы понаблюдайте, сколько времени понадобится, чтобы получилась мука. Сколько времени прошло? (меньше минуты) Посмотрите, ребята, получилась у нас мука? (воспитатель просеивает муку) А теперь скажите, каким способом людям легче молоть муку ручными или с помощью техники? (ответы детей) Воспитатель: Ну, что мельники мои, устали, давайте немножко отдохнём. Представьте, как в поле из зёрнышка появляется колосок. Пластический этюд «Колосок» (звучит лирическая музыка) В поле зернышко сидит, Словно дремлет, словно спит (приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками) Его солнце пригревает, (потирают предплечья) Теплый дождик поливает. (постукивают пальцами по полу) Из зерна в короткий срок Появляется росток. (медленно встают) К небу тянется, высок, На верхушке колосок. (встают на цыпочки, тянут руки вверх) Колосок качается, Солнцу улыбается. (улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками) Воспитатель: Хлеб ребята – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Хлеб считается самым дорогим подарком, иногда люди шутят, что хлеб передал зайчик. Так вот сегодня мы с вами нарисуем такого зайчика не красками, а мукой. Дети под музыку рисуют контур зайчика мукой с клеем Воспитатель: вы сегодня на славу потрудились, скажите, если бы вы увидели, что на улице кто-то играет хлебом, чтобы вы ему сказали. (хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом, в него вложено много труда.) Воспитатель: Правильно, хлеб надо беречь, он — наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу. Давайте расскажем «Какой хлеб?» проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения Хлеб — румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий, душистый, пахучий, пшеничный, аппетитный, самый главный на столе. Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось? (ответы детей) Вы сегодня молодцы, все старались, а завтра мы будет с вами сеять пшеницу и овёс. А сейчас давайте угостим наших гостей хлебом. Человек привык трудиться- Люди пашут, сеют, жнут. В каждом зернышке пшеницы В каждой крошке хлеба – ТРУД! Угощаем хлебом
|