Формирование представлений дошкольников об окружающем мире. |
Познание | |||
Автор: Заидова Асият Сулеймановна Сафина Резеда Ирековна | |||
10.11.2022 04:29 | |||
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире. Расскажи-и я забуду, Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. [1] Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.
В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Актуальность определяется теоретическим и практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями. Объектом исследования является процесс развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста. Предмет исследования — использование опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста. Целью работы является разработка методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений через опытно-экспериментальную деятельность. Объект, предмет и цель определяют задачи:
При изучении материала, разработке перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы и методики:
Практическая значимость работы: материал, изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире, Этапы работы по данной теме:
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
После изучения имеющегося материала по данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [3] Для решения целей, поставленных в начале исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в себя:
Основной целью разработанных перспективных планов является:
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность. Перспективный план основан на следующих принципах: Доступности — содержание образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Научности — предлагаемый материал соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Занимательности — собранный материал изложен в занимательной, игровой форме. Интеграции — опытно-экспериментальная деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности. Развивающего обучения — способствует развитию личности ребёнка. [5] Образовательная деятельность согласно перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Тематический план представлен в Приложении. При организации опытно-экспериментальной деятельности наши педагоги используют следующие формы работы с детьми:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами:
Проблема развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные консультации и рекомендации для воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. [6] Были разработаны консультации и советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Не трогай, не прыгай, не подходи!», «Влияние песочной терапии на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». [7] Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. При оборудовании Центра опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:
Материал для проведения опытов в Центре меняется в соответствии с планом работы. Обобщив результаты своей работы по созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе исследовательской и проектной деятельности», где представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический комплект по данной теме. В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Литература и примечания:
|