Конспект НОД по познавательному развитию «Разноцветная планета» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет |
Познание | |||
Автор: Очкасова Наталья Николаевна | |||
01.10.2022 15:02 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию «Разноцветная планета» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Очкасова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска Цель: Расширять и пополнять знания детей о нашей планете, особенностях окружающей природной среды. Задачи НОД: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа:
Ход НОД: 1. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, гости, ребята поприветствуйте наших гостей. Давайте поздороваемся друг с другом, беритесь за руки. Здравствуй, здравствуй, (взявшись за руки, выполняют пружинку) Здравствуй друг! (пожимают друг другу руки) Здравствуй, здравствуй, (пружинка) Посмотри вокруг! (поворачивают голову вправо, влево) Здравствуй, здравствуй, (пружинка) Мне ты улыбнись! (улыбаются друг другу) Здравствуй, здравствуй, (пружинка) Головкой поклонись! (кланяются друг другу) 2. Вводная часть. Воспитатель: Подойдите все ко мне сегодня у нас занятие не простое, от вас требуется хорошее поведение и внимание, потому что мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала ответьте мне на вопрос, как называется наша страна, в которой живем мы с вами? Дети: Наша страна называется Россия. Воспитатель: Как называется наш город? Дети: Курск. Воспитатель: А сейчас, где мы находимся? Дети: В детском саду. Воспитатель: Детский сад — это ваш второй дом, где вам весело живется. А есть ли у всех людей большой общий дом? Дети: Это наша планета Земля… Воспитатель: Вспомните, где находится наша планета Земля? Чем покрыта она? Кто живет на ней? Дети: Наша планета находится в космосе, она вращается вокруг Солнца, она круглой формы. На ней живут люди и животные. Растут цветы и деревья… Воспитатель: Назовите профессию людей, которые занимаются изучением нашей планеты? Дети: экологи, зоологи, биологи… Воспитатель: Ребята, а возможно чтобы планета пришла к нам в гости? (Ответы детей) Это возможно! Множество ученых работало над созданием уменьшенной формы нашей планеты, было собрано много знаний, чтобы планета смогла стать маленькой, и мы могли ее увидеть всю сразу. Догадались, о чем я говорю? Дети: Да, о глобусе. Воспитатель: Что такое глобус? Что на нем изображено? Дети: Глобус это копия планеты Земля, только маленькой формы. На глобус нанесены страны, моря, реки, горы… Воспитатель: А почему нашу планету называют разноцветной? (ответы детей) Воспитатель: Тогда подходим к глобусу и отправляемся в путешествие по цветам планеты, чтобы узнать о ней побольше. (крутим глобус) Рассматриваем синий цвет. 3. Основная часть. А. Синий цвет Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе? Воспитатель: Что означает синий цвет на глобусе? Дети: Воду – моря, реки и озера. Воспитатель: Для чего нужна вода? Дети: Воду мы пьем, умываемся ею, используем для приготовления пищи. По воде передвигаются корабли, в воде живут рыбы и животные. Водой питаются цветы, деревья. Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода на планете была чистой? Дети: Не бросать в нее мусор, очищать ее, не выливать в реки грязную воду… Воспитатель: Назовите, какие вы знаете океаны. (атлантический, тихий, индийский, северный ледовитый). Воспитатель: Какие вы знаете моря? (черное, азовское, каспийское, белое, мраморное, красное и т.д.) Воспитатель: Каких морских жителей вы знаете? Дети: Морской котик, акула, кит, морж, дельфины, морские черепахи… Воспитатель: А есть ли морские животные, которых можно дрессировать? Дети: Дельфины, морские котики, моржи. Воспитатель: Да, они легко дрессируются и любят играть с мячами. Давайте и мы отдохнем и пользу получим. Берите в руки «ёжики». Упражнение с массажными роликами (выполняется упражнение, по тексту, с массажными «ёжиками»): «Я мячом катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну. А теперь последний трюк – мяч летает между рук.» (Выполняем круговые движения между ладонями. Поочередно одной рукой проводим по мячу ладошкой. Сжимаем мяч всей рукой, сперва правой, затем левой. Делаем нажатие пальцем на мяч. Бросаем мяч на небольшом расстоянии между рук.) Воспитатель: Молодцы! Вы получаете синий шарик, который обозначает что? Дети: Он обозначает воду. Воспитатель: Отправляемся дальше! Б. Зеленый цвет. Воспитатель: На нашей планете тоже много зеленого цвета (показываю глобус). Как вы думаете, что он обозначает? Дети: Леса, деревья, кустарники, цветы. Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лес. Закрываем глазки, вы попадаете в лес, что вы видите? Дети: Громко поют птицы, стрекочут кузнечики, кукует кукушка. Шелестит листва. На лесной полянке растут красивые полевые цветы, летают бабочки и стрекозы. Воспитатель: Какие вы знаете виды леса? Дети: Лиственный, смешанный, хвойный. Воспитатель: Как называется самый большой лес в России? Дети: Тайга. Воспитатель: Какую пользу приносит человеку дерево? Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на фруктовых деревьях поспевают плоды. Старые деревья человек спиливает, чтобы зимой топить печь. Воспитатель: Человек должен заботиться о лесе и его лесных жителях. Бережно относится к природе и всему живому на нашей планете. Дидактическая игра: «Можно нельзя» (используя мяч)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием, и наша планета одаривает вас шариком зеленого цвета. Зеленый цвет – это, что на нашей планете? (ответы детей) Отправляемся дальше в путешествие по краскам нашего глобуса В. Коричневый цвет Воспитатель: Некоторые места на глобусе раскрашены коричневой краской. Как вы думаете, что это означает? (ответы детей) Воспитатель: Правильно ребята – это горы. Самые высокие горы на глобусе обозначены темно-коричневым цветом. А что вы знаете про горы? Горы вздымаются над облаками, а на вершинах снежные шапки. Светло-коричневой краской обозначены горы пониже. Их склоны покрыты лесами. Черным треугольником на глобусе отмечены горы-вулканы. Из вершин взрывается пламя. Летят вверх камни. Это проснулся вулкан. (рассматриваем фото гор) Воспитатель: Назовите самую высокую гору в России (Эльбрус – на Кавказе) Воспитатель: Знаете ли вы, какие животные живут в горах? (снежная коза, горный баран, сурок, як и т.д.) Что растет в горах? (лютик альпийский, эдельвейс, барбарис и т.д.) Предлагаю проверить свои ответы, собрав пазлы. Дети делятся на 2 группы по 5 человек (1 группа собирает животных, 2 – растения) Педагог рассказывает интересные факты про животных и растения. Воспитатель:
Его называют хрюкающим быком, потому что если он чем-то не доволен, то хрюкает. На спине у яка располагается горб. Шерсть у них длинная, что ног не видно. Живет он приблизительно 25- 30 лет. Врагов у яка нет. Весит як около 150 кг (это примерно вес 5-6 детей).
Баран очень крупное животное, у него массивные завитые спирально рога, рога барана достигают до 2 метров (это примерно как наш стол в длину). Питаются растительностью, любят соль — это летом, а зимой бараны питаются полынью, ветками шиповника. Врагами баранов являются волки, снежные барсы, орлы.
Переводится как благородный белый. Цветет он только летом. Размер 15 см, листья узкие, длинные, зеленые. Цветки белые, собраны в мелкие корзинки. Цветет 25 дней.
Растет только в горах Южной Сибири. Высота достигает до 30 сантиметров. Цветет желтым цветом, а вот ягоды красные, широкие. Является лекарственным растением. Плоды очень вкусные, полезны для организма. Так называются и конфеты «Барбарис». Воспитатель: Назовите ребята 1 группы кого вы собрали? И ребята 2 группы назовите, кого вы собрали? Воспитатель: Каким же цветом одарила нас сейчас планета? Дети: коричневым. (получают коричневый шарик) Воспитатель: Ну, а мы отправляемся дальше по нашей разноцветной планете. Г. Желтый Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое равнины? (ответы детей) Воспитатель: Для России равнины имеют огромное значение, ведь почти 75% располагаются именно на этом типе местности. Одна из крупнейших равнин планеты охватывающая большую часть Восточной Европы. Как она называется? Дети: Русская. Воспитатель: А вы знаете самую известную степь Курской области? (Стрелецкая степь — заповедник) Показываю картинку Воспитатель: Что растет в этой степи? (колокольчик, ковыль, ирис и т.д.) Какие животные и птицы обитают? (орел, удод, журавль, ящерица и т.д.) Воспитатель: Заповедник – это музей, который мы должны беречь и охранять. Все редкие виды животных, птиц, растений занесены в Красную книгу. Воспитатель: Молодцы. А сейчас я приглашаю вас отдохнуть и сыграть в игру «Горы, равнины, моря» (физкультминутка на внимание). (По сигналу «горы» надо встать на носочки и поднять руки вверх, «равнины» — руки в стороны, «моря» — присесть, руками обхватить колени.) Воспитатель: Ребята, к равнинам еще относятся и пустыни. Скажите, какой цвет вам подарит сейчас наша планета? Дети: Желтый. Воспитатель: Так почему же наша планета называется разноцветной? (ответы детей) Д. Белый цвет Воспитатель: А хотите посмотреть на нашу планету из космоса? Воспитатель: Представьте, что вы космонавты, мы с вами находимся на задании по изучению планеты Земля, вы смотрите в иллюминатор космического корабля, что вы видите (подходим к картинке). Какого цвета защитный слой нашей планеты? Как вы думаете? Дети: Белого цвета. Воспитатель: воздух, небо. Воспитатель: Белый цвет – это яркое чистое небо, воздух, из космоса именно так космонавты видят Землю, она голубая с белой пеленой облаков. Воздуха не видно, но он везде. Воздух-невидимка. Но мы можем его почувствовать. А хотите, я вам покажу, как все же можно увидеть воздух? Ответы детей: 1 опыт «Воздух-невидимка»: Представьте, что наша группа – это исследовательская лаборатория и нам нужно найти воздух. Я предлагаю вам пройти к столу и взять пакетики. Проверьте, пакетики точно пустые? Дети: Пустые, в них ничего нет. Воспитатель: Двумя руками взять пакетик, взмахнуть, закрутить его и посмотрим, что будет. (Выполняем все выше описанные действия.) Воспитатель: Дети, что произошло с пакетами? Воспитатель: Вот он невидимка, попался. Мы его увидели, подержали, выпускаем. А мы можем еще и услышать воздух? 2 опыт «Пузыри» В стакан с водой дети вставляют соломинку и дуют в нее. Воспитатель: Садитесь за столы, каждый к своему стаканчику с трубочкой. Ваша задача тихонечко подуть в трубочку. Что происходит? Дети: Пошли пузыри. Воспитатель: А из чего образуются эти пузыри? Что мы делаем для этого? Кто догадался? (спрашиваю) Ответ ребенка: Мы вдуваем в трубочку воздух, а в воде он образует пузырь, поднимается вверх и лопается. Воспитатель: Молодец! Если ребенок дает не правильную версию образования пузырьков, спрашиваю: «Кто думает по-другому?», «Давайте поможем разобраться, как получаются пузыри…» Воспитатель: Вот мы и услышали воздух. Воспитатель: А зачем нам вообще нужен воздух? Можем мы без него выжить? Дети: Чтобы дышать. Без воздуха мы погибнем, задохнемся. Воспитатель: Каким должен быть воздух, чтобы мы были здоровы? Дети: Чистым, свежим. Воспитатель: Что загрязняет воздух? Дети: Заводы, много машин… Воспитатель: Как мы должны поступать, чтобы воздух был чистым? Дети: Использовать фильтры для очистки воздуха, сажать больше деревьев и цветов. Воспитатель: Что для очистки воздуха мы используем в группе? Дети: В группе воздух очищают комнатные растения, они выделяют кислород, который нужен для дыхания и убивает вредные бактерии. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой сейчас цвет вам подарит планета, символ воздуха и неба? Дети: Белого. Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться из путешествия. Ребята, что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Как вы думаете, а зачем нам планета подарила разноцветные воздушные шарики?
|