Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Свет и тень»
Познание
Автор: Лопакова Светлана Викторовна   
23.09.2022 15:37

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Свет и тень»Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Свет и тень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 329 г. ЧЕЛЯБИНСКА

Выполнила: Лопакова Светлана Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории Челябинск 2022

Цель:

  • Расширить знания детей об окружающем мире.
  • Продолжить формировать представления о свойствах света и тени.

Задачи:

  • Создать условия для ознакомления дошкольников с явлением света и тени.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Воспитывать самостоятельность, активность.
  • Развивать умение детей взаимодействовать в парах.

Интеграция образовательных областей: социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

 

Оборудование: настольная лампа, коробка с отверстием, слайды с изображением источников света, фонарики, глобус, различные материалы (ткань, бумага, металлические крышки), картинки с изображением источников света.

Словарная работа: источник света, естественный источник, искусственный источник.

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети видят большую, красивую коробку.

В: Ребята, посмотрите какая красивая коробка. Она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие. Давайте посмотрим в отверстие. Что лежит в коробке?

Дети смотрят, ничего не видят.

В:Почему ничего не видно?

Д: Потому что в коробке темно.

В: А как сделать, чтобы в коробке стало светло?

Д: Открыть коробку, тогда в нее попадет свет и осветить все внутри.

В: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней стало светло?

Дети сквозь отверстие рассматривают, что находится в коробке (звездное небо, луна).

В: Почему мы увидели картинку?

Д: В коробке стало светло.

В:Ребята, как называется время суток когда вы приходите в детский сад (утро), а в какое время суток вы уходите домой из детского сада? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?

Ответы детей.

Воспитатель показывает на картинках части суток и просит их назвать.

В:Как вы определили, что это день (ночь, утро, вечер)?

Как вы думаете почему день сменяется ночью?

Д: Солнце прячется и наступает ночь.

В: Ребята, предлагаю отправиться в лабораторию для ученых, в которой вы узнаете новые сведения о свете.

Давайте скажем волшебные слова.

Дети под музыку проговаривают слова и одевают халаты и эмблемы.

Д:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

В: Я приглашаю вас в научную лабораторию. Предлагаю провести опыты и эксперименты.

Опыт с глобусом

В: Давайте представим, что настольная лампа — это Солнце, а глобус – это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.

Воспитатель включает лампу и направляет луч света на глобус. Поворачивает глобус разными сторонами в луче света.

В: Все время освещается только та часть глобуса, на которую падает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там..

Д: день

В: а которая в тени там..

Д: ночь.

В: Что является главным источником света для нас днем?

Д: солнце

В: А ночью?

Д: луна.

В:А что помогает видеть нам вечером?

Д: Лампочки, которые вкручиваются в люстры, фонари и т.д.

В: А какие источники света вы знаете?

Д: Солнце, звезды, луна, лампочка, фонарь, свеча, костер, падающая комета, жук Светлячок, молния, извергающийся вулкан.

В: Молодцы, вы столько много назвали источников света.

В: Свет бывает естественным и искусственным.

Естественный свет- это свет, который находится в природе, а искусственный- сделан руками человека.

Предлагаю пройти в следующую лабораторию и посмотреть на монитор (показ различных источников света)

В: Как называется этот источник света? Он искусственный или естественный?

В:Ребята, настоящие ученые всегда все свои открытия записывают, фиксируют на бумаге. Мы тоже это сделаем.

Игра «Свет бывает разный»

Воспитатель предлагает детям наклеить картинки, разделив их на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

(работа детей по парам).

В: Приглашаю вас принять участие в следующем опыте.

Опыт с фонариками.

Один из источников света, который вы сегодня назвали, фонарик.

А вы знаете, правила пользования фонариками?

Д:Не светить друг другу вглаза, не ронять фонарик, не играть выключателем.

В:Я предлагаю всем взять фонарики и включить их.

Что изменилось в группе?

Д:Стало светлее.

В: Свет- это поток маленьких частичек света.

Ребята, посветим фонариками на стол, то мы видим?

Д: Мы видим яркое светлое пятно.

В: Какое оно по размеру?

Д: Маленькое.

В: А если поэкспериментировать и отодвинутьфонарик подальше от поверхности? Что происходит с пятном света?

Д: Оно становится больше по размеру.

В: Правильно, меняется величина светового пятна, пятно стало больше.

В. Почему пятно увеличивается?

Д.: луч света рассеивается.

А теперь давайте приблизим фонарик к столу.. Что произошло с пятном света? (Оно стало меньше).

В. Почему пятно уменьшилось?

Д.: луч света собрался в пучок.

Какой можно сделать вывод?

(Чем ближе фонарик к столу, тем световое пятно меньше и ярче, чем дальше, тем световое пятно больше и бледнее).

Опыт с лучом света.

В.: как вы считаете, луч света проникает через предметы?

Д.:

В.: Мы можем проверить данное утверждение?

А как проверить пропускает ли лист бумаги луч света?

Что происходит? (бумага пропускает луч света)

А картон? Что надо сделать? Пропускает или нет? Почему?

Ткань… Пропускает или нет? Почему?

Пропускает, если тонкая.

Металлическая крышка… Пропускает или нет? Почему? Не пропускает, плотное, материал плотный.

Предлагаю выключить фонарики.

В.: От кого мои друзья

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами ходит (тень)

В: Что такое тень? (Ответы детей.)

Когда на пути света появляется какое то препятствие, образуется тень.

Игра «Тень»

Дети с воспитателем светят фонариком на игрушки и рассматривают тень на столе.

В: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Наши ученые изменились –

И в детей снова превратились!

В:Что нового вы узнали? Что запомнилось?

Ответы детей.

В:Ребята! Я предлагаю Вам посмотреть мультфильм про тень.

Мультфильм «Тень».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год