Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Свет и тень» |
Познание | |||
Автор: Лопакова Светлана Викторовна | |||
23.09.2022 15:37 | |||
Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Свет и тень» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 329 г. ЧЕЛЯБИНСКА Выполнила: Лопакова Светлана Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории Челябинск 2022 Цель:
Задачи:
Интеграция образовательных областей: социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование: настольная лампа, коробка с отверстием, слайды с изображением источников света, фонарики, глобус, различные материалы (ткань, бумага, металлические крышки), картинки с изображением источников света. Словарная работа: источник света, естественный источник, искусственный источник. Ход занятия: В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Дети видят большую, красивую коробку. В: Ребята, посмотрите какая красивая коробка. Она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие. Давайте посмотрим в отверстие. Что лежит в коробке? Дети смотрят, ничего не видят. В:Почему ничего не видно? Д: Потому что в коробке темно. В: А как сделать, чтобы в коробке стало светло? Д: Открыть коробку, тогда в нее попадет свет и осветить все внутри. В: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней стало светло? Дети сквозь отверстие рассматривают, что находится в коробке (звездное небо, луна). В: Почему мы увидели картинку? Д: В коробке стало светло. В:Ребята, как называется время суток когда вы приходите в детский сад (утро), а в какое время суток вы уходите домой из детского сада? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем? Ответы детей. Воспитатель показывает на картинках части суток и просит их назвать. В:Как вы определили, что это день (ночь, утро, вечер)? Как вы думаете почему день сменяется ночью? Д: Солнце прячется и наступает ночь. В: Ребята, предлагаю отправиться в лабораторию для ученых, в которой вы узнаете новые сведения о свете. Давайте скажем волшебные слова. Дети под музыку проговаривают слова и одевают халаты и эмблемы. Д: 1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать! Наши дети изменились – И в учёных превратились! В: Я приглашаю вас в научную лабораторию. Предлагаю провести опыты и эксперименты. Опыт с глобусом В: Давайте представим, что настольная лампа — это Солнце, а глобус – это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи. Воспитатель включает лампу и направляет луч света на глобус. Поворачивает глобус разными сторонами в луче света. В: Все время освещается только та часть глобуса, на которую падает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там.. Д: день В: а которая в тени там.. Д: ночь. В: Что является главным источником света для нас днем? Д: солнце В: А ночью? Д: луна. В:А что помогает видеть нам вечером? Д: Лампочки, которые вкручиваются в люстры, фонари и т.д. В: А какие источники света вы знаете? Д: Солнце, звезды, луна, лампочка, фонарь, свеча, костер, падающая комета, жук Светлячок, молния, извергающийся вулкан. В: Молодцы, вы столько много назвали источников света. В: Свет бывает естественным и искусственным. Естественный свет- это свет, который находится в природе, а искусственный- сделан руками человека. Предлагаю пройти в следующую лабораторию и посмотреть на монитор (показ различных источников света) В: Как называется этот источник света? Он искусственный или естественный? В:Ребята, настоящие ученые всегда все свои открытия записывают, фиксируют на бумаге. Мы тоже это сделаем. Игра «Свет бывает разный» Воспитатель предлагает детям наклеить картинки, разделив их на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. (работа детей по парам). В: Приглашаю вас принять участие в следующем опыте. Опыт с фонариками. Один из источников света, который вы сегодня назвали, фонарик. А вы знаете, правила пользования фонариками? Д:Не светить друг другу вглаза, не ронять фонарик, не играть выключателем. В:Я предлагаю всем взять фонарики и включить их. Что изменилось в группе? Д:Стало светлее. В: Свет- это поток маленьких частичек света. Ребята, посветим фонариками на стол, то мы видим? Д: Мы видим яркое светлое пятно. В: Какое оно по размеру? Д: Маленькое. В: А если поэкспериментировать и отодвинутьфонарик подальше от поверхности? Что происходит с пятном света? Д: Оно становится больше по размеру. В: Правильно, меняется величина светового пятна, пятно стало больше. В. Почему пятно увеличивается? Д.: луч света рассеивается. А теперь давайте приблизим фонарик к столу.. Что произошло с пятном света? (Оно стало меньше). В. Почему пятно уменьшилось? Д.: луч света собрался в пучок. Какой можно сделать вывод? (Чем ближе фонарик к столу, тем световое пятно меньше и ярче, чем дальше, тем световое пятно больше и бледнее). Опыт с лучом света. В.: как вы считаете, луч света проникает через предметы? Д.: В.: Мы можем проверить данное утверждение? А как проверить пропускает ли лист бумаги луч света? Что происходит? (бумага пропускает луч света) А картон? Что надо сделать? Пропускает или нет? Почему? Ткань… Пропускает или нет? Почему? Пропускает, если тонкая. Металлическая крышка… Пропускает или нет? Почему? Не пропускает, плотное, материал плотный. Предлагаю выключить фонарики. В.: От кого мои друзья Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами ходит (тень) В: Что такое тень? (Ответы детей.) Когда на пути света появляется какое то препятствие, образуется тень. Игра «Тень» Дети с воспитателем светят фонариком на игрушки и рассматривают тень на столе. В: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад. 1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать! Наши ученые изменились – И в детей снова превратились! В:Что нового вы узнали? Что запомнилось? Ответы детей. В:Ребята! Я предлагаю Вам посмотреть мультфильм про тень. Мультфильм «Тень».
|