Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Электричество и волшебство» |
Познание | |||
Автор: Иванова Наталия Арефьевна Калашникова Ольга Вячеславовна | |||
25.08.2022 20:15 | |||
Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Электричество и волшебство» Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Программные задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Технологии и методики:
Предварительная работа:
Словарная работа:
Оборудование: Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики. Ход занятия: 1. Организационный момент. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки. 2. Основная часть. Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки! С ним играю и рисую, Время с пользой провожу, Да к тому же распечатать, Я картиночки могу! (Компьютер) Фильмы, новости, рекламу, Музыкальную программу, Шутки, мультики, сюрпризы Нам покажет… (Телевизор) Стоит на кухне белый дом. Ох, и холодно же в нем. В каждой комнате – продукты, Яйца, овощи и фрукты. (Холодильник) Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе? (Ответы детей) Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы детей) Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет электрический ток? (Ответы детей) Воспитатель: А, у нас здесь есть ток? Дети: Да! Воспитатель: А, как вы узнали? Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода… Воспитатель: У нас случилась беда. В нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть? Воспитатель: Если ток бежит по проводам, — значит нужно проверить электропровод… Он оборван… что делать? Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу. Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь) Здравствуйте! У нас беда! Приезжайте к нам сюда! Разорван провод, — страшно очень Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим… Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит. - Алло! Трансформатор? Обрыв устранён. Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается. Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту. Беседа с просмотром демонстрационного материала Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные — высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей) Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством. Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме? Дети: розетки, выключатели, светильники. Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно — наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. (Дети и воспитатель садятся перед экраном. Просмотр презентации «Что было и что сейчас?») Костёр – электроплита Веник – пылесос Корыто – стиральная машина Мясорубка – электрический комбайн Бигуди – фен Письмо – телефон Ножницы – электробритва Физкультминутка для глаз Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат) Намолоть кофе – с помощью кофемолки Сварить кашу — с помощью мультиварки Убрать в комнатах – с помощью пылесоса Уложить красиво волосы — с помощью фена Разгладить складки на платье – с помощью утюга Наколоть дрова – электробензопила Испечь торт – в микроволновке Взбить крем – миксер или блендер А нам не помешает немного размяться. Физкультминутка: Ток бежит по проводам (бег на месте) Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики») Чтоб работали приборы, ( «Моторчики») Холодильник, мониторы Кофемолки, пылесос (хлопки) Ток энергию принес. (взяться за руки) Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же… Что же такое электричество? Как оно получается? Чтобы ответить на эти вопросы, — я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы. Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей) Воспитатель: Да, есть такие рыбы — электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд. Где ещё можно увидеть электрический разряд? Дети: Во время грозы сверкают молнии. Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила. Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила. А поможет нам в этом мяч — говорун. Кому мяч в руки попал, тот правило назвал
Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Экспериментальная деятельность 1 опыт. В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика. 2 опыт. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать. 3 опыт. На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения. 4 опыт. Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения. Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие. 3. Заключительная часть. Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. -Что вы узнали об электричестве) - Где "живет" электричество? - Электричество – наш друг или враг? - Что будет, если электричество закончится? Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.). Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно. Электричество беречь и экономить нужно!
|