Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Электричество и волшебство»
Познание
Автор: Иванова Наталия Арефьевна Калашникова Ольга Вячеславовна   
25.08.2022 20:15

Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Электричество и волшебство»Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Электричество и волшебство»

Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
  • Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
  • Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
  • Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
  • Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
  • Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
  • Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Технологии и методики:

  • Словесная: беседа, объяснение, художественное повествование;
  • Наглядная: изучение действия тока в реальности;
  • Практическая: работа на практике.

Предварительная работа:

  • Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства, рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

Словарная работа:

  • Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток.

Оборудование:

Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки.

2. Основная часть.

Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки!

С ним играю и рисую,

Время с пользой провожу,

Да к тому же распечатать,

Я картиночки могу!

(Компьютер)

Фильмы, новости, рекламу,

Музыкальную программу,

Шутки, мультики, сюрпризы

Нам покажет…

(Телевизор)

Стоит на кухне белый дом.

Ох, и холодно же в нем.

В каждой комнате – продукты,

Яйца, овощи и фрукты.

(Холодильник)

Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все

вместе? (Ответы детей)

Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы

детей)

Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет

электрический ток? (Ответы детей)

Воспитатель: А, у нас здесь есть ток?

Дети: Да!

Воспитатель: А, как вы узнали?

Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода…

Воспитатель: У нас случилась беда. В нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть?

Воспитатель: Если ток бежит по проводам, — значит нужно проверить электропровод… Он оборван… что делать?

Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.

Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)

Здравствуйте! У нас беда!

Приезжайте к нам сюда!

Разорван провод, — страшно очень

Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим

В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…

Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.

- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.

Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.

Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.

Беседа с просмотром демонстрационного материала

Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные — высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей)

Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.

Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?

Дети: розетки, выключатели, светильники.

Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно — наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

(Дети и воспитатель садятся перед экраном.

Просмотр презентации «Что было и что сейчас?»)

Костёр – электроплита

Веник – пылесос

Корыто – стиральная машина

Мясорубка – электрический комбайн

Бигуди – фен

Письмо – телефон

Ножницы – электробритва

Физкультминутка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)

Намолоть кофе – с помощью кофемолки

Сварить кашу — с помощью мультиварки

Убрать в комнатах – с помощью пылесоса

Уложить красиво волосы — с помощью фена

Разгладить складки на платье – с помощью утюга

Наколоть дрова – электробензопила

Испечь торт – в микроволновке

Взбить крем – миксер или блендер

А нам не помешает немного размяться.

Физкультминутка:

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, ( «Моторчики»)

Холодильник, мониторы

Кофемолки, пылесос (хлопки)

Ток энергию принес. (взяться за руки)

Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…

Что же такое электричество? Как оно получается?

Чтобы ответить на эти вопросы, — я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.

Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, есть такие рыбы — электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.

Где ещё можно увидеть электрический разряд?

Дети: Во время грозы сверкают молнии.

Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.

Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.

А поможет нам в этом мяч — говорун.

Кому мяч в руки попал, тот правило назвал

  1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
  2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
  3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
  5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
  6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.

Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Экспериментальная деятельность

1 опыт.

В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика.

2 опыт.

Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать.

3 опыт.

На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

4 опыт.

Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.

Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

-Что вы узнали об электричестве)

- Где "живет" электричество?

- Электричество – наш друг или враг?

- Что будет, если электричество закончится?

Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).

Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.

Электричество беречь и экономить нужно!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год