Открытое занятие по ознакомлению с окружающим (опытно-экспериментальная деятельность) для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития «Свойства воды» |
Познание | |||
Автор: Ивахненко Ольга Александровна | |||
20.08.2022 21:58 | |||
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим (опытно-экспериментальная деятельность) для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития «Свойства воды» Цель: Закрепление ранее полученных знаний и представлений детей об окружающем мире. Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование и материалы: столы, белые халаты, одноразовые шапочки, 3 баночки с водой, платочек, различные ёмкости, молоко, краситель, моющее средство, сахар, ложечки, коктельные трубочки, влажные салфетки. Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, закрепление знаний о свойствах воды, проведение несложных опытов с водой. Ход НОД Учитель-дефектолог: Здравствуйте, мои дорогие, Чудеса сейчас придут Уважаемые, взрослые, чтобы вам было не скучно, мы предлагаем вам с нами поиграть. Эмоциональный настрой: Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг) справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, А воспитателей в ребят. А теперь на три, два, раз — повернемся в круг сейчас. Учитель-дефектолог: Ой, смотрите, кажется, получилось! Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию. Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. А вы, знаете, кто там работает? Педагоги — «дети»: Там работают ученые. Учитель-дефектолог: И я буду научным руководителем. А, что же делают ученые в лаборатории? Не знаете? Давайте спросим ученых: «Андрей Олегович, расскажите детям, что же делают ученые в лаборатории?» А.О.: — ученые проводят опыты, эксперименты. Учитель-дефектолог: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты? Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории: «Кира Алексеевна, для чего Вы проводите опыты и эксперименты?» Е.С.: — Опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать, увидеть новое. Учитель-дефектолог: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? Педагоги — «дети»: — Да. Учитель-дефектолог: Коллеги вспомним Правила поведения в лаборатории:
Без разрешения запрещается:
Учитель-дефектолог: Ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте. Загадка: Если руки ваши в пасте, если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, Чтобы не было беды – жить нельзя нам без?... Все: Воды. Учитель-дефектолог: Правильно! А сейчас уважаемые коллеги мы приступаем к экспериментам. Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха». Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха. Учитель-дефектолог: Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая? Вывод детей: Вода жидкая – течет. Учитель-дефектолог: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? Положите в стакан сахарный песок. Вывод детей: Вода изменилась на вкус: вода стала сладкая. Учитель-дефектолог: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки? Вывод детей: В стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная. Опыт №2 «Вода не имеет формы» Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Учитель-дефектолог: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы? Вывод: Жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится. Учитель-дефектолог: Как на всех предприятиях нам нужно сделать не большой перерыв. Производственная гимнастика (Физминутка): Раз – подняться, подтянуться, На четыре руки шире, Учитель-дефектолог: Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы. Уважаемые коллеги, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную? Опыт №3 «Фокус с водой» Вода обычная становится разноцветной! Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем накрывает банку платком и говорит слова: «Я баночку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем...» Учитель-дефектолог: Ребята, я вижу, Лена так хочет попробовать изменить цвет воды. Кто из вас, товарищи «взрослые», поможет показать фокус еще раз с Леной. Учитель-дефектолог: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод? Вывод: Вода может растворять краску и изменять цвет. Учитель-дефектолог: Молодцы и «взрослые — ученые» и ребята, все ответили правильно. Посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми… Учитель-дефектолог: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть что-нибудь интересное… Давайте снова встанем в круг (все встают в круг), Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а ученых — в ребят. А теперь на три, два, раз — повернемся в круг сейчас. Учитель-дефектолог: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята, присаживайтесь на стульчики и, вы, уважаемые взрослые тоже. Учитель-дефектолог: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное? Дети: Да. Готовы. Учитель-дефектолог: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам понадобиться для опыта. Загадка: От него — здоровье, сила Дети: Молоко. Опыт 4: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться. Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Учитель-дефектолог: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит? Дети: Очень интересно. Учитель-дефектолог: Ребята, вам сегодня понравилось наша деятельность? Какие выводы мы сделали сегодня в лаборатории? А что вам показалось самым интересным? А вам, уважаемые педагоги? Учитель-дефектолог: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус» г.Волгодонска МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска Открытое занятие по ознакомлению с окружающим (опытно-экспериментальная деятельность) для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития «Свойства воды» Подготовил: учитель-дефектолог О.А. Ивахненко г.Волгодонск 2022г.
|