Профориентация детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Широкова Наталья Александровна | |||
22.07.2022 11:55 | |||
Профориентация детей старшего дошкольного возраста Воспитатель СП «Детский сад» МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю. Чумака Белгородского района Белгородской области» Широкова Наталья Александровна В настоящее время ранняя профориентация является одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений дошкольного звена. В дошкольном воспитании ранняя профориентация представлена единой системой мероприятий, направленных на выявление особенностей характера, интересов, склонностей детей и создание базы для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности, наиболее соответствующих особенностям конкретного ребенка. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
В своей деятельности по профориентации дошкольников педагоги могут использовать разнообразные формы и методы:
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни. Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности, места работы, орудия труда и материалы для него, рабочая одежда (форма), обязанности работника, черты характера и личностные качества, плоды труда и его польза для людей. Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Процесс ознакомления детей с профессиями взрослых должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия его интересов, склонностей, способностей. Поэтому залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Акцент деятельности ДОУ в данном направлении ставится, прежде всего, на разработку измерительного инструментария и методов проведения диагностических процедур, их целесообразную включенность в образовательный процесс. Здесь мы должны подчеркнуть, что особенностью диагностических процедур будет оценивание реальных достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Методическая интерпретация обозначенной особенности находит отражение в разработке низкоформализованных и высокоформализованных диагностических процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых, учете в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка. Основанием для разработки системы диагностики знаний детей о профессиях взрослых являются исследования ученых об особенностях процессов познания и восприятия детьми дошкольного возраста мира взрослых, их этапности и последовательности.
Данные исследования убедительно доказывают, что оценивание достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых, должно осуществляться в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Поэтому основными характеристиками диагностического инструментария является компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в образовательный процесс. Методическая интерпретация обозначенной особенности находит отражение в разработке низкоформализованных и высокоформализованных диагностических процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых, учете в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка. К высокоформализованным диагностическим процедурам относятся тесты, опросники, методы проективной техники. Данные методы характеризуются регламентацией, объективизацией процедуры, т. е. точным соблюдением инструкции, строго предъявления стимульного материала невмешательством исследователя в деятельность испытуемого, стандартизацией. К низкоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов детских видов деятельности. Анализируя данные методы, важно актуализировать наблюдение как ведущий метод оценки достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Нестандартизированность этой процедуры, отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение, информативность и оперативность позволяет педагогу гибко использовать ее в образовательном процессе ДОО «здесь и сейчас», отследить достижения детей в «ансамбле» культурных практик детства. Например, в сюжетно-ролевой игре, где ребенок моделирует профессиональные роли, отношения, изобразительной деятельности, в которой проявляется мотивация нарисовать профессиональные сюжеты, конструктивной – где ребенок создает макет телевизионной студии, в чтении художественных текстов о мире профессий. В рамках диагностики достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых специалистами могут использоваться проективные техники. Существенным признаком проективных техник является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен самостоятельно дополнять, интерпретировать. Например, ребенку предлагают интерпретировать содержание сюжетных картинок на профессиональную тематику (профессиональные действия, профессиональные отношения, продукты профессиональной деятельности, технология труда), завершать неоконченные предложения, давать толкование социальной значимости профессий в жизни общества. Педагогу необходимо знать, что в этом случае ответы на задание не могут быть правильными или неправильными – возможен веер разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности ребенка, которые «проецируются» в его ответах, что дает возможность диагностировать степень социальной компетентности ребенка, зарождение значимых личностных качеств, ранние профессиональные устремления. Эффективным диагностическим инструментарием в оценке достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых являются игровые тестовые задания, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса, профессиональных отношений, специфику разных профессий, поскольку они легко интегрируются в приоритетные культурные практики, повседневную жизнь ребенка дошкольного возраста. Реализация данного условия позволит педагогам объективно оценить знания детей о профессиях взрослых и получить информацию для своевременной корректировки форм и методов образовательной работы с детьми, что имеет принципиальное значение для оценки качества ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.
|