Экспериментирование с детьми |
Познание | |||
Автор: Лукина Юлия Игорьевна | |||
20.07.2022 17:06 | |||
Экспериментирование с детьми Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее). Цели экспериментирования:
В своей работе с детьми я широко использую опытно-экспериментальную деятельность. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире. Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения – предложения о причинах явлениях, выбирают способ решения – условия и организацию опыта. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано и осознано детьми. Опыты помогают развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. В нашем детском саду имеется опытно-экспериментальная лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных опытов. Оборудование: Воронки, колбы, пинцеты, луп, микроскоп, баночки с лупами и многое другое. В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе со мной. Для оборудования и материалов в лаборатории стоят шкаф. Для работы стоят детские столы и стульчики. В лаборатории мы проводим наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Но иногда приходится проводить опыты под мое командование, чтобы не лишать детей инициативы и свободы воли, делаю это крайне редко. А участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Не обходится и без помощи тем детям, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Главное достоинство экспериментов, которые мы проводим в нашей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За время работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения. Так же в нашей группе есть центр экспериментирования. Оборудование для него собирали сами. В прлом году был создан мини-музей воздуха. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
|