Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование с детьми
Познание
Автор: Лукина Юлия Игорьевна   
20.07.2022 17:06

Экспериментирование с детьмиЭкспериментирование с детьми

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Цели экспериментирования:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

В своей работе с детьми я широко использую опытно-экспериментальную деятельность.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.

Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения – предложения о причинах явлениях, выбирают способ решения – условия и организацию опыта. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано и осознано детьми.

Опыты помогают развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В нашем детском саду имеется опытно-экспериментальная лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных опытов.

Оборудование: Воронки, колбы, пинцеты, луп, микроскоп, баночки с лупами и многое другое.

В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе со мной.

Для оборудования и материалов в лаборатории стоят шкаф. Для работы стоят детские столы и стульчики.

В лаборатории мы проводим наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Но иногда приходится проводить опыты под мое командование, чтобы не лишать детей инициативы и свободы воли, делаю это крайне редко. А участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Не обходится и без помощи тем детям, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом.

Главное достоинство экспериментов, которые мы проводим в нашей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За время работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.

Так же в нашей группе есть центр экспериментирования. Оборудование для него собирали сами. В прлом году был создан мини-музей воздуха.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год