Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги» |
Познание | |||
Автор: Дубровина М.В.. Щмелева М.Н., Сафронова М.А., | |||
11.07.2022 10:58 | |||
Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»
СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО, одно из них – познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей. Для реализации данного мероприятия воспитатели организуют развивающую предметную среду, налаживая совместную деятельность с каждым ребенком, создают условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.
Для развития познавательной активности обогащается жизнь детей новыми впечатлениями, создаются условия для детского экспериментирования. Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий для познавательного развития детей. Поэтому воспитатель, планируя экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста, использует картотеку игр по познавательному развитию в образовательной и совместной деятельности с детьми. Познавательная активность является важнейшей предпосылкой успешного познавательного развития. Она выражается в детском удивлении, любопытстве, стремлении воспроизвести интересные явления. Все эти черты объединяются в таком явлении, как детское экспериментирование. Детское экспериментирование направлено прежде всего на установление скрытых связей и свойств окружающих ребёнка предметов. Детское экспериментирование в раннем возрасте вносит огромный вклад в познавательное развитие ребёнка. Данный вид деятельность способствует развитию наглядно-образной формы мышления, даёт уникальную возможность для развития такого свойства мышления, как гибкость. В процессе экспериментирования ребёнок может опробовать разнообразные способы действия с предметами и добиться сразу нескольких новых открытий. Ниже приводится описание таких предметов и возможные действия с ними: ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ детей 2-3 лет «Песок и вода» Очень интересно играть с песком и водой одновременно. Смешивая воду с песком в разной пропорции, малыши варят в игрушечной посуде кашу, суп, пекут пироги, делают торты. Наблюдая за игрой детей, воспитатель время от времени комментирует: «Вот какую густую кашу сварила Нина». Или: «Витя, а ты что приготовил? Тоже кашу? Какая у тебя получилась жидкая кашка! Тогда, может быть, это будет суп?» В таких играх дети на собственном опыте знакомятся с новыми для них свойствами веществ. На мокром утрамбованном песке можно чиркать и рисовать палочкой. Чтобы намочить песок, дети могут устроить «дождик». Для этого используйте леечки или пластиковые стаканчики с отверстиями в дне. ИГРЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ детей 2-3 лет «Бумажные снежки» Раздайте детям листы тонкой бумаги и покажите, как из них сделать комочки. Скажите: «Давайте все сделаем такие же комочки, как будто это снежки». Затем предложите малышам подбрасывать свои комочки и ловить их, бросать их друг другу, играть в «снежки». «Секреты в бумаге» Подготовьте для детей листы разной бумаги и мелкие предметы, игрушки, разложите их на столе. Заверните маленькую игрушку в лист бумаги и скажите детям: «В этом свёрточке что-то лежит. Хотите посмотреть, что там спрятано? Кто хочет развернуть свёрточек?» Кто-то из детей разворачивает свёрток и находит игрушку. Затем предложите малышам: «Давайте все сделаем такие секреты. Выберите листочек бумаги и игрушечку. Заверните её в бумагу». Помогите детям изготовить «секреты». Необязательно, чтобы малыши заворачивали игрушку именно так, как это сделали вы. Когда секреты будут готовы, предложите детям обменяться ими и рассмотреть, что в них спрятано. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в виде кулька, конфеты, коробочки и т.п. Можно спрятать игрушку, завернув её в несколько слоев бумаги и сделав большой шар. Малышам будет интересно разворачивать бумагу слой за слоем, чтобы найти спрятанный в неё маленький «секрет». СЕКРЕТЫ И СЮРПРИЗЫ для детей 1-2лет «Погремушки и шумелки» Приготовьте несколько небольших тёмных и прозрачных пластиковых буты-лочек, красивые цветные пластмассовые пузырьки из-под шампуня, лосьона или металлические банки из-под чая. Наполните их разными материалами: мелкими камушками, горохом, желудями, песком, монетками. Плотно закройте их крышкой, чтобы малыши не смогли их открыть и высыпать содержимое. Такие погремушки различаются внешним видом, весом, звучанием. Одни из них громко гремят или звенят, другие тихо шуршат. Такие игрушки-погремушки можно сделать для каждого ребёнка. Экспериментируя с ними, малыши будут сравнивать свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри непрозрачной «погремушки». ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет «Игры с магнитом» Для создания неожиданной, проблемной ситуации можно организовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки), а под листком или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выражайте крайнее удивление оттого, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам самим поэкспериментировать с магнитом. Затем предложите детям прикладывать магнит к предметам из разных материалов и понаблюдайте, какие из них будут притягиваться, а какие нет. «Лупа» Покажите детям лупу и скажите: «В этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь лупу на какую-нибудь игрушку». Возьмите маленькую игрушечку и предложите малышам по — очереди рассмотреть её в лупу. Спросите: «Какая стала игрушка? Большая она или маленькая?» Если лупа двусторонняя, переверните её и снова предложите рассмотреть сквозь неё ту же игрушку. Снова спросите: «А какая теперь стала игрушка?» Объясните, что бывают стекла, которые помогают лучше рассмотреть мелкие предметы. Спросите, носит ли кто-то из родственников ребят очки, поясните, что очки надевают для того, чтобы лучше видеть. Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, собственные ладошки, пуговицы на кофточке, цветок. На прогулке можно рассмотреть сидящую на листке божью коровку, паучка, гусеницу. ИГРЫ С КРАСКАМИ для детей 1-3 лет «Таинственные отпечатки» Предложите детям изготовить загадочные картинки. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа краской. Потом снова сложите листы по сгибу и прогладьте их рукой. Скажите малышам: «Теперь давайте посмотрим, какие у нас получились картинки». Предложите детям развернуть свои листы и рассмотреть отпечатки. Вместе с детьми постарайтесь придумать, на что похоже каждое получившееся изображение. ИГРЫ С ВОДОЙ для детей 2-3 лет «Кораблики» В тазу с водой или в бассейне можно поиграть в кораблики. Подготовьте игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки; кораблики, сделанные из бумаги; губки, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры, крышки от бутылок и банок. Можно изготовить небольшие плотики, связав несколько палочек проволокой. Предложите детям выбрать себе кораблик и отправить его в «плавание». На кораблики можно посадить маленькие лёгкие игрушки. Покажите детям, как можно направлять движение кораблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, дуть на него. Весной, если на участке образуются ручейки, поиграйте на прогулке в кораблики. Можно понаблюдать, какой кораблик плывёт быстрее. «Мыльные пузыри» Приготовьте в мисочке мыльный раствор и трубочку (пластиковую, бумажную, макаронину). Подуйте в трубочку, погружённую одним концом в мыльный раствор, чтобы получилась пена. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать то же са-мое. Самым маленьким детям, не предлагайте самостоятельно делать пену, а детям постарше покажите, как нужно дуть в трубочку, чтобы получился «мыльный пирог». Для самостоятельного пускания пузырей детям лучше предлагать покупные мыльные пузыри. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, наблюдают, как они лопаются. Пусть малыши понаблюдают, какой пузырь больше, какой меньше, какой из них выше и дольше летает. Пускать мыльные пузыри можно и на участке детского сада во время прогулки. Обратите внимание детей, что при влажной погоде пузыри дольше не лопаются и могут присесть на траву. Литература: Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / авт-сост.Е.О.Смирнова,Л.Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2015 (ФГОС дошкольного образования) Познавательное детей: методические рекомендации к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнов, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2019 (ФГОС дошкольного образования)
|