«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО» |
Познание | |||
Автор: Толкунова Светлана Владимировна | |||
24.06.2022 11:19 | |||
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО» Толкунова Светлана Владимировна старший воспитатель МКДОУ детский сад «Ивушка» Новосибирской области Маслянинского района село Пайвино Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культуры подрастающего поколения как одну из приоритетных направлений в образовательной системе на всех ее уровнях. Согласно документу в познавательное развитие дошкольников включено «формирование первичных представлений о малой родине». Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с воспитанниками. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы педагоги тем самым формируем привязанность к нему. Опора на красоту окружающего мира и культурные ценности повышают уровень восприятия и тем самым улучшают качество обучения. Я считаю, что изучение родного края необходимо начинать как можно раньше. Организация современного педагогического процесса в образовательных дошкольных учреждениях требует от педагогических коллективов создания определенных условий и своеобразной материальной среды для детей. Поэтому одной из важных задачнашего ДОУ является организация предметно-пространственной среды, где создаются специальные условия повышающие уровень краеведческого образования детей. Для нас главное, чтобы она стала не только развивающей, но и обеспечивала развитие самостоятельной детской деятельности. Предметный материал, который дается воспитанникам в свободное пользование, должен быть стимулятором, источником знаний и исследовательской деятельностью дошкольников. При организации развивающей средыдля решения задач краеведческого образованиямы учитываем возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, активность и познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении познать и исследовать все, что находится в поле зрения ребенка. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, мы создаём ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. На тематических занятиях и в совместной деятельности знакомим воспитанников с краеведческими сведениями о родном селе, об истории его возникновения, достопримечательностях, трудовой деятельности людей и знаменных земляках. Проводим экскурсии для знакомства воспитанников с социальным и культурным разнообразием родного села и района. Это воспитывает в детях гражданина и патриота малой родины, который любит и знает свой родной край. Организованный в группе краеведческий уголок, позволяет нам повысить качество работы с воспитанниками в области ознакомления с родным краем и его традициями. Уголок краеведения условно разделен на несколькоцентров:
Находясь в мини – музеи дети могут рассматривать картинки, альбомы, фотографии; смотреть видеофильмы, слушать аудиозапись (с голосами животных и птиц, шум дождя, леса, ветра). Музейные экспонаты это гербарии растений, картинкис изображением животных и растений Новосибирской области, коллекция коры деревьев, природных ископаемых, шишек, макеты лесного уголка, луга, водоема с их обитателями, красная книга нашего края, альбомы «Памятники природы Новосибирской области», «Памятники природы Маслянинского района». Такая форма работы дает возможность обогатить детей знаниями о природе родного края.
Данный уголок краеведения дает возможность детям одновременно заниматься различными видами деятельности, объединятся группами, по интересам, при этом, не мешая друг другу. Весь игровой и дидактический материал расположен доступно, в поле зрения ребенка и выполнен эстетично. Педагоги ДОУ постоянно обновляют дидактический материал, используя индивидуально-дифференцированный подход в развитии воспитанников. В летние и зимние месяцы коллектив детского сада, совместно с родителями, создает развивающую предметно — пространственную среду своими руками на участке детского сада с учетом краеведческого компонента. Ежегодно участвуя в районном смотре – конкурсе среди поселений по благоустройству, озеленению и чистоте в Маслянинском районе, наш детский сад занимает первые места. Наши воспитанники на прогулке дышат свежим воздухом, наблюдают за изменениями природных явлений на метеостанции, экспериментируют с природным материалом своей местности. На участке детского сада создан макет «круговорот воды в природе», есть экологическая тропа, следуя которой дети проводят наблюдения за объектами, отведено место для небольшого огорода, на котором воспитанники ухаживают за растениями нашего региона. Рядом с игровой площадкой педагоги совместно с родителями построили беседку для отдыха, альпийскую горку и «Птичью столовую», которая привлекает зимой и летом птиц, а наши ребятишки с удовольствием подкармливают их и наблюдают за пернатыми. Я считаю, что деятельность детей в условиях обогащено-развивающей среды краеведческого уголка позволяет воспитанникам проявлять инициативу, любознательность, побуждает детей к исследовательской деятельности, развивает память, внимание, воображение и воспитывает любовь к родному краю. Создание условий развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования помогает нам сформировать основы культуры личности, творческого потенциала воспитанников и умение беречь и сохранить свой родной край в современном мире.
|