Методическая разработка к игровому пособию «Волшебный телевизор» |
Познание | |||
Автор: Миндиярова Анна Вячеславовна | |||
09.06.2022 06:46 | |||
Методическая разработка к игровому пособию «Волшебный телевизор» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Выполнил: воспитатель Миндиярова А.В. Квалификационная категория: высшая Туймазы, 2022 Направленность: телевизор имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей. Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы. Вид: учебно-методическая модель. Предназначение: старший дошкольный возраст.
Актуальность. Ведущей и привлекательной деятельностью детей дошкольного возраста, как известно, является игра. Не секрет, что сегодня дети много времени проводят у телевизора или компьютера. Мы решили не противоречить интересам и желаниям детей, и сделать такое пособие, которое привлекало бы детей. Именно, исходя из интересов своих воспитанников, мы придумали такое пособие в виде телевизора. Методическое пособие «Волшебный телевизор» служит прекрасным помощником в развитии у детей активной речи, мышления, памяти и воображения. Методическое пособие используется во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС ДО:
Цель: формирование игровых умений и навыков дошкольников через использование пособия «Волшебный телевизор» в познавательной деятельности. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ожидаемый результат:
Описание пособия: пособие имеет размер: ширина 75 см, высота 45с м. Пособие изготовлено из фанеры, цвет «Орех». Состоит из экрана, пульта, серии картин (6 оцинкованных листов). Изображения съемные, они фиксируются на задней стороне телевизора. Данное пособие используется в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми дошкольного возраста. Используя пособие, можно придумывать разнообразные задания, тем, самым, способствовать развитию познавательной и творческой активности у детей. Телевизор безопасный для жизни и здоровья детей, сделан из экологически чистого материала — дерева. Игровой телевизор стимулирует малыша к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Этапы работы: I этап — подготовительный
Изучение методической литературы по данной теме. II этап – формирующий (основной):
III — заключительный этап:
Составляющие элементы: внесение методического пособия «Волшебный телевизор» на занятия (как часть занятия в виде дидактической игры, упражнения). Использование пособия в режимных моментах, совместной деятельности взрослого с детьми, в индивидуальной работе. Принципы использования пособия:
Основные достоинства:
Практическая часть. В ходе практической работы нами были учтены принципы организации, методические приемы. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа способствовала решению поставленных задач. Появление пособия «Волшебный телевизор» способствовало созданию интереса, мотивации у детей. Руководство дидактическим пособием. Анализируя проделанную практическую работу, с использованием методического пособия «Волшебный телевизор», можно сделать выводы:
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Вариации использования пособия:
Использование форм работы в логической последовательности с усложнением от простого — к сложному. Заключение Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по формированию познавательной активности детей посредством дидактических игр, знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, позволила добиться положительных результатов. Использование методического пособия «Волшебный телевизор», позволяет эффективно спланировать педагогу работу с детьми на занятиях и в режимных моментах. Работа направлена на то, чтобы дети могли легче усвоить новый программный материал, свободно владели им и видоизменяли его в повседневной жизни. Благодаря пособию «Волшебный телевизор» дети научились выражать свои мысли; расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; дети знают царство животных и растений, особенности среды обитания; у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление. ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1. Картотека игр «Чей хвост?» Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук. Ход игры: Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца. И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты. «Назови семью» Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей. Ход игры: Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок). Папа — волк, мама — … (волчица), детеныш — … (волчонок). Папа — еж, мама — … (ежиха), детеныш — … (ежонок). Папа — заяц, мама — … (зайчиха), детеныш — … (зайчонок). Папа — лис, мама — … (лисица), детеныш — … (лисенок). «Кто чем питается?» Цель: закрепление формы винительного падежа существительных. Ход игры: На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным. Дети: — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено). - Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных). «Какой? Какая?» Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. Оборудование: картинки с изображением животных. Ход игры: Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый… Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый... Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая… Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой… Белка (Какая?) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая… «Кто где живет?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных. Ход игры: На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным. Белка живет…в дупле. Медведь живет…в берлоге. Лиса живет…в норе. Волк живет…в логове. Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр. «Четвертый лишний» Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь. Ход игры: На картинку посмотри, Предмет лишний назови, И свой выбор объясни. Белка, собака, лиса, медведь; Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок; Лось, слон, жираф, обезьяна. «Чей это хвост?» Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: - Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост. У лисы – (лисий хвост); У волка – (волчий хвост); У зайца – (заячий хвост); У медведя – (медвежий хвост); У белки – (беличий хвост); У оленя – (олений хвост); У рыси – (рысий хвост); У лося – (лосиный хвост). «Что делает?» Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы. Ход игры: Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово — действие и заканчиваете предложение. Белка:
Медведь:
Волк:
«Сравни животных с людьми» Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного. Ход игры: У человека — рот, а у животных – пасть. У человека — лицо, а у животных – морда. У человека — зубы, а у животных – клыки. У человека — живот, а у животных – брюхо. У человека — ногти, а у животных – когти. У человека — руки, а у животных – лапы. Загадки Ход игры: 1. Эта кошка очень злая. Не мурлычет, но кусает Ей не крикнешь грозно «брысь!» Это кошка леса —... (Рысь) 2. Длиннорогий и рогатый Лесники зовут «сохатый». Скачет прямо он и вкось, Крупный и могучий... (Лось) 3. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто ж это?.. (Олень) 4. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной… (Медведь). 5. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса Кто ж это?.. (Лиса) 6. Летом шубку серую, А зимой белую. Носит попрыгайчик - Боязливый… (Заяц) «Скажи одним словом» Цель: закрепление прилагательных в речи. Оборудование: картинки с изображением животных. Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение. Ход игры: А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый); Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая); В) У ежа иголки, он … (колючий); Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая); Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий). «Составление рассказа-описания» Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему. Ход игры: Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану. (название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш). «Наоборот» Цель: образование слов-антонимов. Ход игры: Лось – большой, а заяц — … (маленький). Волк – сильный, а белка — … (слабая). У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий). Лиса – хитрая, а заяц… (глупый). Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой). «Охотник» Цель: Упражнять в умении классифицировать и называть животных. Ход игры: Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» ( «озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» ( «озера», «пруда») или прошёл дальше. «Один — много» Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Ход игры: Мы волшебники немного, Был один, а станет много. Белка – белки – много белок; Заяц – зайцы – много зайцев; Медведь – медведи – много медведей; Волк – волки — много волков; Еж – ежи – много ежей; Лиса – лисы – много лис. «Один-три-пять» Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять». Ход игры: Сколько их – всегда мы знаем, Хорошо мы все считаем. Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков; Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок; Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев. «Кто где стоит» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память. Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают. Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей. «Узнайте животного по описанию» Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление. Материал: предметные картинки с домашними животными. Ход игры Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.
|