Машина времени
Макет избы
Печь
Посуда
Глина
Посуда из глины
Машина времени
На столах клеенки, по количеству детей подготовлены детские гончарные круги, фартуки, салфетки, влажные салфетки, емкости для смачивания рук,
|
Воспитатель здоровается с детьми:
Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу улыбки и нашим гостям, чтобы хорошее настроение нас не покидало.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется наша страна?(Россия)
Как называют нас, жителей России? (Россияне)
Ответы детей.
Воспитатель: А как в старину называлась наша страна?(Русь) А как назывались ее жители?(Русичи)
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите узнать, как жили наши предки - русичи? Тогда нам придется отправиться в путешествие в старину. Ребята, а на каком виде транспорта можно путешествовать?
(поезд, самолет, ковер самолет…) А вы знаете, есть еще сказочный вид транспорта, машина времени. На ней мы сейчас и отправимся. Теперь нужно произнести волшебные слова:
Можно пальчиком потрогать
Самый край старины,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте.
Ответы детей
Воспитатель: Давным-давно люди строили жилища из бревен, а как назывались такие дома кто-нибудь знает? (изба) А вы знаете, как назывались люди, которые строили дома?(плотник) А как сейчас называется эта профессия?(строитель)
Самое главное в избе была печь. А как назывались люди, которые выкладывали печь?(печник) Воспитатель: Затрещит мороз на дворе, а у печки тепло и уютно.Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, пекли хлеб, пироги и в холодные зимние ночи даже спали. В чугунке готовили пищу. Чугунок из печи вытаскивали ухватом. Ребята, а сейчас ваши мамы готовят в таких чугунках? (нет). А в чем они готовят? (кастрюли, мультиварка)
Хлеб из печи доставали лопаткой.
Отгадайте загадку: «И шумит он, и ворчит Водичку мигом вскипятит, Ведь состоит из угольков, И для всех тут чай готов. Кранчик сбоку открывает, Кипяточек наливает.(Самовар)
Самовары топили лучинами и щепками. Сверху кидали 1-2 подожженных лучин. И потом насыпали мелкие щепки, чтобы получше разгоралось. Когда все разгорится, наденьте вытяжную трубу, раздувать огонь сапогом. Кипяток наливали через кранчик. Ребята, а в наше время мы пользуемся самоваром?
А чем? (электрочайником)
Ответ детей
Посмотрите, это утюг. Чугунный утюг разогревали на открытом огне или в горячей печи. А затем утюжили вещи. Сейчас у нас в обиходе есть такие утюги? (нет)
А какими утюгами пользуются в наши дни? (электрическими)
В каждой избе была прялка. Женщины из шерсти пряли пряжу и сматывали ее в клубок, а затем вязали теплые варежки и носки. А звали их пряльщицы.
Посуда на Руси была изготовлена из дерева.
Посмотрите, какая посуда была с дерева.(перечисляют). Ложки мы используем сейчас деревянные? Какие? (железные). А деревянные мы используем для чего? (муз.инструменты).
Воспитатель: Еще на Руси изготавливали посуду из глины. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины, а называли их….. они в ручную изготавливали посуду. Затем посуду стали изготовлять и мужчины. Их называли (гончар) Они придумали гончарный круг .
Ответы детей Воспитатель:— Гончар находил глину в земле выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие. Затем готовое изделие поливали водой, и при высокой температуре обжигали в печи. После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. Посмотрите, какие изделия получаются. (перечисляют) Ребята, смотрите, машина времени заработала. Нам с вами необходимо отправиться назад в дет.сад. Давайте пройдем в машину времени и произнесем волшебные слова. С миром красочным, волшебным Нам пора прощаться И с Руси в детский сад срочно возвращаться Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Ответ детей
Воспитатель: Ребята, в наше время тоже изготовляют изделия из глины. Вы хотите попробовать себя в роли гончаров? Ответы детей Воспитатель: Тогда давайте пройдем в мастерскую. Не забудьте надеть фартуки и нарукавники. Садитесь за столы. Что вы видите перед собой?
Ответ детей
(гончарный круг, салфетки, чашка с водой, глина)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего все эти предметы?
Ответы детей
(На гончарном круге мы будем изготавливать посуду, из глины изготавливать посуду, салфетка что бы промакивать лишнюю воду, вода — это смазка, которая не дает глине тянуться за пальцами. главное, чтобы пальцы скользили по глине. Как только вы почувствовали, что смазка пропала, окуните пальцы в воду и продолжайте.
Ответ детей
Возьмем в руки глину. Скажите, а глина какая? (мягкая, пластичная, не имеет запаха)
Ответы детей Воспитатель: Прежде чем приступить к работе что нужно сделать с глиной?(размять) Ответы детей Воспитатель: А для чего мы это делаем? ( для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать). Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину.
И поработав от души
Красивый вылепил кувшин.
Ответы детей Воспитатель: Глину хорошо размяли, затем круговыми движениями рук сформировываем шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Для чего? (Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась). Ответы детей Воспитатель: Перед началом работы нужно смочить руки водой. Как вы думаете для чего?( Чтобы глина не прилипала к рукам. Чтобы легче было работать с глиной) . Ответы детей. Воспитатель: Включаем гончарный круг с помощью педали. Обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, вытягиваем вверх, делая конус или столбик. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем и равняем его. В центре столбика указательным пальцем намечаем отверстие. Если вам не удобно, то отпускаем педаль, выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу. Углубляем отверстие практически до основания — получается конусообразная воронка. У нас получился стаканчик с толстыми стенками. А теперь форму нашему изделию с помощь пальцев и ладошек. Наш горшочек готов. Я сейчас каждому помогу срезать его с круга с помощью нитки. И поставить на подставку для сушки. Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая замечательная посуда у нас получилась. Вот теперь вы знаете, какая интересная и сложная профессия гончара. Вам понравилось быть гончарами? А что именно понравилось? Как называется приспособление, которое используют для изготовления глиняных изделий? (Гончарный круг). Как называют мастеров которые работают на гончарном круге? ( Гончары).
Ребята, давайте простимся с гостями и пойдем мыть руки.
|
Дети здороваются.
Дети улыбаются друг другу.
Дети отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы.
(если затрудняются помочь с ответом)
Дети с воспитателем проходят в машину времени
Произносят слова
Дети отвечают на вопросы (что находится в избе)
Дети отвечают на вопросы (если затрудняются помочь)
(дети садятся на стулья)
Дети отвечают (если затрудняются помочь)
Дети проходят в машину времени
Ответ детей
Если дети затрудняются помочь назвать (гончарный круг)
Дети отвечают на вопрос
Дети выполняют движение руками по словам воспитателя
Отвечают на вопросы
Дети начали работу на гончарном круге
Дети прощаются с гостями
|