Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»
Познание
Автор: Мерзлякова Наталья Генеятовна   
07.05.2022 07:24

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»

(средняя группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Изумрудный город»

Авторы проекта: воспитатели группы «Звёздочка» Мерзлякова Н.Г. г. Верхняя Пышма, 2022 г. Актуальность выбранной темы

"Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в равнении с теми, кто такой формы на прошел."

К. Е. Тимирязев

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 

Скачать проект

Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на исследования. Поэтому они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной фантазии и конструктивной деятельности. Практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования. В процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предметов. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга, но отожествлять их не следует.

Современная жизнь ставит перед человеком много проблем. Для решения всех этих проблем человеку нужен большой запас знаний и умений. Знания и умения ребенок начинает получать уже в детском саду, постепенно познавать окружающий мир от простого к сложному. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понятии их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость, гордость в случае разрешения задач — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

Между уровнем развития познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания — важнейший «строительный» материал, который является фундаментом развития познавательного интереса.

Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, т. к. условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их почитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Чем старше становится дошкольник, тем активней умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка уже направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии и различного.

Под влиянием этого интереса у ребёнка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Подъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников:

  • первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.
  • второй вид ориентировочно — исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенный элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Одним из приёмов исследовательской деятельности, организуемой взрослыми является эксперимент.

Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Предлагаем вашему вниманию проект исследовательской деятельности на тему «Цветные льдинки» для детей старшей группы.

Мы считаем, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Цветные льдинки», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности.

Участники проекта:

Дети средней группы, педагоги, родители.

Вид проекта и сроки проведения:

Краткосрочный проект с 15. 12. 2021 по 15. 01. 2022 г.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в условиях детского сада в зимний период.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей, способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — мороз — лёд)
  • формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы
  • формировать представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды
  • развить экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей.
  • развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус в ходе работы с природными материалами: водой и льдом.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Проблемная ситуация

Зимой отмечают самый яркий, веселый и любимый праздник детей и взрослых Новый год. Все люди на нашей земле готовятся к встрече Нового года. Украшают жилище, улицу. Как сделать участок нашего детского сада и группы нарядными, яркими? Чем можно украсить наш участок?

Вопросы для предварительного обсуждения:

  • Какая погода чаще всего бывает зимой?
  • Как определить есть ли на улице мороз?
  • Снег — какой он?
  • Лёд — какой он?
  • Можно ли самим сделать лёд?
  • Возможно ли использовать лёд для украшения площадки? Каким образом?

Предварительные виды деятельности с детьми и родителями

  • Организация наблюдения за погодой:
  • мороз, наблюдение за снегом и льдом
  • Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (гололед, ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.)
  • Организация обсуждения проекта в кругу сверстников и родителей
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Ледовые фигуры»
  • Изготовление пооперационных карт, схем для проведения опытов и экспериментов
  • Подбор и подготовка оборудования для опытов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Экспериментально-практическая деятельность

Исследование 1:

  • Организация и проведение опыта №1
  • Организация и проведение опыта №2
  • Организация и проведение опыта №3
  • Организация и проведение опыта №4

Исследование 2:

  • Организация и проведение опыта №1
  • Организация и проведение опыта №2

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей в течение дня. Возможны различные

формы организации обобщения: коллективное обсуждение или индивидуальные мини- сообщения на темы: «Как все было», «Что особенно понравилось и запомнилось?», «О каких свойствах воды и льда мы узнали?» и т.п., изобразительная деятельность по впечатлениям, организация выставки рисунков «Наши цветные льдинки», оформление книжек-самоделок по теме проекта, организация фотовыставки «Как мы создавали «Цветные льдинки»?», проведение мастер-классов по изготовлению ледяных гирлянд для младших дошкольников и т.д.

Содержание таких занятий с детьми доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальных умений, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий.

В продуктивную деятельность детей вводим игры, упражнения, задания,

Используем в работе с детьми яркие художественные и музыкальные образы, экологические сказки.

Формы работы:

Применяемые формы работы с детьми направлены на получение прямого опыта общения с природой.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Таким образом, данная деятельность развивает сенсорное восприятие, учит детей наблюдать, формирует навыки познавательной и трудовой деятельности, активизирует мышление, учит детей правильно взаимодействовать с природным материалом, что в конечном итоге формирует определённые детские компетентности.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

В ходе проведения эксперимента педагогу необходимо соблюдать следующие правила:

  1. учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
  2. не сдерживайте инициативы детей;
  3. не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. не спешите с вынесением оценочных суждений;
  5. помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями:

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

анализ и синтез, классификация, обобщение информации.

Литература:

  1. Грехова Л.И. «В союзе с природой»
  2. «Дошкольное образование» №16, 2001
  3. Мереньянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  5. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
  6. Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас» и др.
  7. С.Н. Николаева «Юный эколог»
  8. Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка»
  9. Е.Рылеева «Открой себя»
  10. Т.М. Енакай, Г.Ш. Мазитова «Природа и ребенок»
  11. А. И. Иванова "Наблюдения и эксперименты в детском саду" издательство "ТЦ", Москва 2004г.
  12. А. Дитрих, Г. Юршин, Р. Кошурникова "Почемучка", Москва, "Педагогика" 1987г.
  13. Н. Виноградова "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой". Пособие для воспитателей детского сада. Издательство "Просвещение", Москва 1978г.
  14. О. В. Мариничева, И. В. Ёлкина "Учим детей наблюдать и рассказывать" Ярославль, Академия холдинга 2002г.
  15. М.Гумилёвская «Что такое снег?»
  16. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год