ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ» |
Познание | |||
Автор: Мерзлякова Наталья Генеятовна | |||
07.05.2022 07:24 | |||
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ» (средняя группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Изумрудный город» Авторы проекта: воспитатели группы «Звёздочка» Мерзлякова Н.Г. г. Верхняя Пышма, 2022 г. Актуальность выбранной темы "Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в равнении с теми, кто такой формы на прошел." К. Е. Тимирязев Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на исследования. Поэтому они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной фантазии и конструктивной деятельности. Практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования. В процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предметов. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга, но отожествлять их не следует. Современная жизнь ставит перед человеком много проблем. Для решения всех этих проблем человеку нужен большой запас знаний и умений. Знания и умения ребенок начинает получать уже в детском саду, постепенно познавать окружающий мир от простого к сложному. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понятии их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость, гордость в случае разрешения задач — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Между уровнем развития познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания — важнейший «строительный» материал, который является фундаментом развития познавательного интереса. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, т. к. условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их почитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Чем старше становится дошкольник, тем активней умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка уже направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии и различного. Под влиянием этого интереса у ребёнка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Н. Н. Подъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников:
Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Одним из приёмов исследовательской деятельности, организуемой взрослыми является эксперимент. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Предлагаем вашему вниманию проект исследовательской деятельности на тему «Цветные льдинки» для детей старшей группы. Мы считаем, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Цветные льдинки», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности. Участники проекта: Дети средней группы, педагоги, родители. Вид проекта и сроки проведения: Краткосрочный проект с 15. 12. 2021 по 15. 01. 2022 г. Цель проекта: Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в условиях детского сада в зимний период. Задачи:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Проблемная ситуация Зимой отмечают самый яркий, веселый и любимый праздник детей и взрослых Новый год. Все люди на нашей земле готовятся к встрече Нового года. Украшают жилище, улицу. Как сделать участок нашего детского сада и группы нарядными, яркими? Чем можно украсить наш участок? Вопросы для предварительного обсуждения:
Предварительные виды деятельности с детьми и родителями
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП Экспериментально-практическая деятельность Исследование 1:
Исследование 2:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей в течение дня. Возможны различные формы организации обобщения: коллективное обсуждение или индивидуальные мини- сообщения на темы: «Как все было», «Что особенно понравилось и запомнилось?», «О каких свойствах воды и льда мы узнали?» и т.п., изобразительная деятельность по впечатлениям, организация выставки рисунков «Наши цветные льдинки», оформление книжек-самоделок по теме проекта, организация фотовыставки «Как мы создавали «Цветные льдинки»?», проведение мастер-классов по изготовлению ледяных гирлянд для младших дошкольников и т.д. Содержание таких занятий с детьми доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальных умений, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий. В продуктивную деятельность детей вводим игры, упражнения, задания, Используем в работе с детьми яркие художественные и музыкальные образы, экологические сказки. Формы работы: Применяемые формы работы с детьми направлены на получение прямого опыта общения с природой. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Таким образом, данная деятельность развивает сенсорное восприятие, учит детей наблюдать, формирует навыки познавательной и трудовой деятельности, активизирует мышление, учит детей правильно взаимодействовать с природным материалом, что в конечном итоге формирует определённые детские компетентности. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. В ходе проведения эксперимента педагогу необходимо соблюдать следующие правила:
прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями: формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; анализ и синтез, классификация, обобщение информации. Литература:
|