«Финансовая грамотность в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста». |
Познание | |||
Автор: Мугинова Ляйля Ревнеровна | |||
29.04.2022 05:15 | |||
«Финансовая грамотность в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста». Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Работу свою мы разделили на блоки:
В каждом блоке раскрывали педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Объяснили функцию денег на понятном дошкольнику языке, подробно рассказали детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. С помощью игр и практик донесли до детей, что:
Объясняли понятия «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье. Планируемые результаты: Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами. Воспитанники узнали: Что представляют собой деньги? И как они возникли? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят. (У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные. Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство) Читали сказки, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. ( «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Петушок и бобовое зерныщко», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого). Знакомили с пословицами, загадками.
Маленькая, кругленькая, Проводили сюжетно – ролевые игры, такие как «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Магазин продуктов», «Врач», «Парикмахерская», «Банк», «Полицейский». Разработали множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. Игра: «Угадай профессию по движениям». Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами. Игра «Что можно купить за деньги?» Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет — то потопайте. (Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.). Игра — «Наоборот» Покупатель — продавец Покупка — продажа Дорого — дешево Доход — расход Тратить — копить Наличные — безналичные Высокие (цены) — низкие (цены). Игра «Хочу – Надо» Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и «надо». Игра «Что можно, что нельзя купить» Цель: Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека. Правила игры: играть могут от 2 до 6 детей. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее закроет свои карты Ход игры: Ребёнку предлагаются две большие карточки с изображением монет и зачеркнутых монет (или по одной карте каждому ребенку) Необходимо заполнить большие карты, маленькими карточками (что можно купить, а что нельзя), объясняя свой выбор. Игра «Доход – Расход» Игра «Кто кем работает?» Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Дети брали картинки с изображение профессий. Составляли рассказы при помощи схемы – картинок. Игра «Не ошибитесь» Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление. Игра «Положи монетку в копилку» Цель: формировать знания о номинале монет, умение компоновать монеты для получения определенной суммы. Игра «Что можно купить за деньги и что нельзя» Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека. Игра – ходилка «Миллионер». Просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности», «Золушка» — Смешарики; «Райский остров»; «Благородное дело»; Фиксики: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»; «Азбука денег. Уроки тетушки совы»; Три кота: «Поход в магазин»; «Простоквашино», «Муха – цокотуха». Работу по финансовой грамотности проводили при взаимодействии с семьей. Совместную деятельность организовали таким образом, что родители стали участниками этого процесса, вместе объясняли такие понятия как:
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. Из всего этого можно сделать вывод. Правильное экономическое воспитание служит основой миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Литература Дополнительную общеразвивающую программу детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.; Дополнительную программу по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.; Дополнительную общеобразовательную программу по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.; Парциальную образовательную программу дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.
|