Проект «Огород на подоконнике» (старшая группа)
Воспитатель: Арзамасова К.Ю.
Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.
Продолжительность проекта: С 1 марта по 1 апреля
Участники проекта:
- Воспитанники старшей группы «Божья коровка», родители детей,
- воспитатель
Возраст детей: 4-5 лет.
Описание проекта
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Скачать конспект
Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, помидор, огурец, капуста, перец);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Задачи создания развивающей речевой среды:
- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.
- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
- Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
- Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):
- проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный:
- подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”
Образовательные области
|
Виды детской деятельности
|
Познание
|
Беседы
- “Огород на окне”.
- “Что я знаю о здоровом питании?”.
- “Откуда берутся овощи?”.
- “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.
Итоговая беседа
- “Огород на подоконнике перенесется в мае на участок детского сада”.
Цикл наблюдений
- Наблюдение за ростом растений
- “Растут ли наши растения?”.
- Наблюдение за всходом и ростом растений.
- Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
- Наблюдение за появлением плодов.
- Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
- Наблюдение за созреванием плодов.
- Наблюдение за изменением состояния растений.
Конструирование
- “Забор для нашего огорода”.
Формирование целостной картины мира
“Что растёт в огороде”.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Разновидность семян.
- Посадка семян на рассаду.
- Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
- Строение растений.
- Рост рассады в тени и на солнце.
- Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
|
Коммуникация
|
Развивающие игры на развитие речи и подвижные игры:
- “Один - много”.
- “Скажи ласково”.
- “Узнай по описанию”.
- “Измени словечко”.
- “Скажи наоборот”.
- “Объясни словечко”.
- “Подскажи словечко”.
- “Чудесный мешочек”.
- «Поможем козе собрать овощи»
- « Чего не стало»
- « Сравни овощи»
- « Назови одним словом»
- « Угадай овощ»
- «Найди свою грядку»
- “Во саду ли, в огороде”
- “Найди отличия”
Составление
- рассказа – описания по плану.
|
Чтение художественной литературы
|
Рассматривание
- Книг, иллюстраций о растениях.
Чтение детям:
- Г. Козырина «А у нас в саду порядок»,
- В. Корнин «Что растет на
нашей грядке»,
- Т. Шорыгина «Не сажайте огород возле дорог!»,
- А. Кочергина «Что растет у Натки на зеленой грядке?»,
- В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы»,
- русская народная сказка «Мужик и медведь»,
- Р. Е. Дерикот «Фасолинки».
- Д. Родари “Чипполино”,
- Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,
- Потешки об овощах,
- Е. Благинина “Приходите в огород”,
- В. Волина “Наша грядка”,
- Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,
- Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
- Сказки “Репка”, “Пых”
- Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.
- “Вершки и корешки”.
- Пословицы и скороговорки
Стихотворение-игра-считалка
Отгадывание загадок
|
Художественное творчество
|
Лепка
Рисование
- “Что растёт в огороде?”.
- “Зарисовка этапов роста растений”.
Аппликация
|
Социализация
|
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
- “Что за овощ?”,
- “Узнай по запаху”,
- “Что лишнее?”, “Лото”, “Шнуровка”,
- “Большой-маленький”,
- “Разрезные картинки”.
|
Труд
|
- Посадка и уход за растениями.
- Формирование интереса к результату своего труда.
- Полив всходов.
- Рыхление
- Высадка рассады
|
Музыка
|
Слушание
- Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.
Игра-хоровод
Музыкально-динамическая пауза
|
Физическая культура
|
Подвижные игры
|
Мероприятия по работе с родителями
|
Печатная консультация на тему
Организация выставок детских работ
- рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
Оформление информационного стенда
- Рекомендации по организации совместной работы на огороде.
|
Результативность
- Дети познакомились с культурными растениями.
- Познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений.
- Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений.
- Обогатили словарный запас детей.
- Оформили выставки по продуктивной деятельности.
- Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
- Обогатили эмоции воспитанников.
- Создали условия для развития поисковой деятельности детей.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
- В группе был создан огород на подоконнике.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Реализовали проект: “Огород на подоконнике”.
|