«Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:
- способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,
- выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,
- формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Организация «квеста» удовлетворяет этим требованиям, вместе с тем сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.
ОСОБЕННОСТИ КВЕСТ-ИГРЫ
Что же такое «квест-игра»?
Квест от английского «quest» — поиск.
Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
- Главная особенность квеста — есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки.
- Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
- Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, познавательными, творческими, интеллектуальными.
- В игре задействуется одновременно и интеллект участников и их творческие и физические способности.
Квест можно проводить как в помещении и на территории ДОУ, так и в микрорайоне, в лесопарках, практически в любом, доступном для детей и безопасном окружении.
Игры такого типа позволяют расширить образовательное пространство.
Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям полностью погрузиться в ее содержание.
Ценным является создание атмосферы таинственности, загадочности, встречи с обитателями, например, старинного дома, музея, крепости, леса и пр.
Квест – это командная игра.
- Строится на коммуникационном взаимодействии между игроками. Цель общая, невозможно ее достичь, не взаимодействуя с другими игроками.
- Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.
- Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
Различают два типа образовательных квестов:
- краткосрочный (используется для обобщения знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия).
- длительный (используется для углубления и преобразования знаний детей, рассчитан на длительный срок – например, неделю, две недели, месяц).
Возможно использование квест-проектов.
С детьми дошкольного возраста более продуктивно использование краткосрочного квеста.
В квесте обязательно совмещают элементы обучения и отдыха.
Можно представить следующий
алгоритм организации и проведения квест-игры:
- Выбрать место проведения игры.
- Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
- Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители).
- Разработать легенду игры, ее формат и правила.
- Подготовить задания, реквизит для игры.
- Проведение игры.
- Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр..
Дети в квесте:
- Проживают конкретные ситуации;
- Исследуют и проникают вглубь явления;
- Конструируют новые объекты;
- Приобретают навыки поиска;
- Анализируют информацию;
- Планируют свою деятельность.
Участники игры обучаются:
- новым способам деятельности,
- групповой работе,
- умению ориентироваться в нестандартных ситуациях,
- овладевают соответствующими инструментами по использованию знаний,
- творчески используют освоенные умения в разных видах деятельности.
Приобретенный в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
Игра способствует развитию исследовательской активности,
которая проявляется:
- в психологической готовности к исследованию: рост познавательного интереса, стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников, отсутствие боязни совершить ошибку, способность действовать в новой незнакомой ситуации и пр.;
- в освоении ряда поисковых и исследовательских умений:
- наблюдать за происходящим вокруг;
- рассматривать объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;
- использовать наряду с визуальным исследованием приемы комплексного изучения объектов природной и культурной среды города, опираясь на различные способы получения информации (тактильное, моторное, коммуникативное и пр.);
- планировать и проводить простейший эксперимент под руководством педагога;
- сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты окружающего мира;
- давать собственные определения понятиям, вычленить отдельные признаки изучаемых объектов природной и культурной среды города;
- структурировать полученный в ходе наблюдения, исследования, эксперимента материал;
- выдвигать собственные гипотезы и версии, осуществлять под руководством педагога их проверку.
|