Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников»
Познание
Автор: Малыгина Екатерина Алексеевна   
19.04.2022 11:03

«Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников»«Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:

  • способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,
  • выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,
  • формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.

Организация «квеста» удовлетворяет этим требованиям, вместе с тем сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.

ОСОБЕННОСТИ КВЕСТ-ИГРЫ

 

Что же такое «квест-игра»?

Квест от английского «quest» — поиск.

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.

  • Главная особенность квеста — есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки.
  • Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
  • Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, познавательными, творческими, интеллектуальными.
  • В игре задействуется одновременно и интеллект участников и их творческие и физические способности.

Квест можно проводить как в помещении и на территории ДОУ, так и в микрорайоне, в лесопарках, практически в любом, доступном для детей и безопасном окружении.

Игры такого типа позволяют расширить образовательное пространство.

Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям полностью погрузиться в ее содержание.

Ценным является создание атмосферы таинственности, загадочности, встречи с обитателями, например, старинного дома, музея, крепости, леса и пр.

Квест – это командная игра.

  • Строится на коммуникационном взаимодействии между игроками. Цель общая, невозможно ее достичь, не взаимодействуя с другими игроками.
  • Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.
  • Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Различают два типа образовательных квестов:

  • краткосрочный (используется для обобщения знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия).
  • длительный (используется для углубления и преобразования знаний детей, рассчитан на длительный срок – например, неделю, две недели, месяц).

Возможно использование квест-проектов.

С детьми дошкольного возраста более продуктивно использование краткосрочного квеста.

В квесте обязательно совмещают элементы обучения и отдыха.

Можно представить следующий

алгоритм организации и проведения квест-игры:

  1. Выбрать место проведения игры.
  2. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
  3. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители).
  4. Разработать легенду игры, ее формат и правила.
  5. Подготовить задания, реквизит для игры.
  6. Проведение игры.
  7. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр..

Дети в квесте:

  • Проживают конкретные ситуации;
  • Исследуют и проникают вглубь явления;
  • Конструируют новые объекты;
  • Приобретают навыки поиска;
  • Анализируют информацию;
  • Планируют свою деятельность.

Участники игры обучаются:

  • новым способам деятельности,
  • групповой работе,
  • умению ориентироваться в нестандартных ситуациях,
  • овладевают соответствующими инструментами по использованию знаний,
  • творчески используют освоенные умения в разных видах деятельности.

Приобретенный в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.

Игра способствует развитию исследовательской активности,

которая проявляется:

  • в психологической готовности к исследованию: рост познавательного интереса, стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников, отсутствие боязни совершить ошибку, способность действовать в новой незнакомой ситуации и пр.;
  • в освоении ряда поисковых и исследовательских умений:
  • наблюдать за происходящим вокруг;
  • рассматривать объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;
  • использовать наряду с визуальным исследованием приемы комплексного изучения объектов природной и культурной среды города, опираясь на различные способы получения информации (тактильное, моторное, коммуникативное и пр.);
  • планировать и проводить простейший эксперимент под руководством педагога;
  • сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты окружающего мира;
  • давать собственные определения понятиям, вычленить отдельные признаки изучаемых объектов природной и культурной среды города;
  • структурировать полученный в ходе наблюдения, исследования, эксперимента материал;
  • выдвигать собственные гипотезы и версии, осуществлять под руководством педагога их проверку.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год