Проектно-исследовательская работа «Окружающий мир: Как долго пахнет мята!» В подготовительной группе (6-7 лет)
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулировка гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
- сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- построение выводов, заключений.
Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев — межпредметными.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях;
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования.
Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.
Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.
На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны? ”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.
Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.
Примеры таких вопросов.
- Какие лекарственные растения произрастают на территории, где расположен наш город, поселок?
- Каково плодородие почв в окрестностях нашего города, поселка?
- Каково содержание пыли (или каких-то вредных веществ) в различных районах нашего города?
- Каковы особенности культуры малочисленного народа … (название), проживающего в нашем районе?
- Как влияет тепловая обработка таких-то продуктов на содержание в них витамина (ов) … (название)?
- Как изменяется содержание кислорода в воздухе (или вредных веществ) в нашем городе, поселке в различные времена года?
- Как изменяется содержание кислорода и углекислого газа в воздухе в классе в течение дня (от первого до шестого уроков)?
- Какова растворяющая способность чистящих веществ, продающихся в магазинах нашего города, поселка?
- Как влияют перепады напряжения в электросети города, поселка на срок службы электрических ламп?
- Каково отношение учащихся нашей школы разных возрастов к чтению художественной литературы?
- Каковы художественные (или музыкальные) предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста?
- Каков круг досугового чтения учащихся нашей школы разных возрастов?
- Сколько времени учащиеся нашей школы проводят в свободное время за компьютером и что они делают?
- Какова интенсивность пользования сотовой связью в школе и вне ее учащимися нашей школы разных возрастов?
- Каково отношение учащихся нашей школы к жизни в своем поселке городе?
- Как видят свои жизненные перспективы учащиеся старших классов нашей школы?
- Каково содержание аскорбиновой кислоты (или каких-то витаминов), содержащихся во фруктах, продаваемых в магазинах города, поселка?
- Каковы предпочитаемые формы проведения досуга учащимися нашей школы в зависимости от возраста?
- Почему город, поселок, улица или речка так называются?
- Каков режим дня учащихся разных возрастов и способствует ли он сбережению их здоровья?
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Межпредметные исследовательские проекты
(примеры тем)
- «Письмо о правилах российского стихотворства» (М. В. Ломоносов).
- «Как влияют науки и искусства на нравы людей?» (Ж. -Ж. Руссо).
- «Письма русского путешественника» (Н. М. Карамзин).
- «Защита поэзии» (П. Б. Шелли).
- «Цель поэзии — поэзия?» (А. С. Пушкин).
- «О ничтожестве литературы русской» (А. С. Пушкин)
Основным требованием к исследовательскому проекту является корректность выбора методов исследования.
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
- Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
- Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
- Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
- Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
- Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
- Составь план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
- Определись, где планируешь искать и найти информацию;
- Определись со способами сбора и анализа информации;
- Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
- Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта).
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
- Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
- Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
- Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
- Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
- Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
- Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
- Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
|