Педагогическая статья на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников, через использования пособия МОБИЛАБ». |
Познание | |||
Автор: Ганьшина Зарина Джумабоевна | |||
03.04.2022 18:28 | |||
Педагогическая статья на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников, через использования пособия МОБИЛАБ». Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Дошкольник — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. За время работы воспитателем, мною было замечено, что у детей плохо развиты исследовательские умения, что с возрастом интерес у детей к исследованиям и экспериментам пропадает. А может быть в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремления ребенка познакомится с окружающим миром мы реагируем так: Отойди от лужи ты испачкаешь платье; не трогай песок руками, он грязный. Может быть мы, взрослые, сами того не желая отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям и опытам. Взяв за основу работы известных ученых, таких как Леонида Абрамовича Венгера, Бориса Павловича Никитина, Николая Евгеньевича Веракса была создана и воплощена идея организации отдельной, обособленной формы самостоятельной поисковой деятельности, через мобильную лабораторию. Кроме того, с точки зрения Надежды Александровны Коротковой становление инициативы у детей рассматривается через игру, коммуникацию, продуктивную деятельность и конечно же исследование. И эти все виды деятельности сочетаются в МОБИЛАБе. Что является важным в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
По внешнему описанию, МОБИЛАБ – это сундучок, содержащий разнообразные средства для экспериментирования. В МОБИЛАБе есть боковой кармашек, в нем появляется проблемная ситуация, которую ребята решают опытно-экспериментальным путем. МОБИЛАБ занимает центральное место в уголке экспериментирования, к нему закреплен дежурный, который следит за порядком, появлением новых проблемных ситуаций. МОБИЛАБ это настоящая находка для педагога. Он очень мобильный, что позволяет педагогу использовать его не только в группе, но и на улице, где дети могут проводить свои наблюдения и опыты с живой природой. Для фиксации наблюдений результатов есть дневники. Цель и задачи применения МОБИЛАБа, в том, что дети находят проблемные ситуации, интересующие детей, выдвигают и проверяют свои гипотезы, совершая множество проб, делают сложные выводы, открывают закономерности окружающего мира. А планируемые результаты заключаются в том, что у детей активизируются мыслительные процессы; развивается речь; приобретаются умения для дальнейшей учебной деятельности в школе. «Дети Маленькие волшебники!» — это не простое сочетание терминов, ведь один из любимых мотивов организации опытно- экспериментальной деятельности детей исходят из сказок, которые предлагает нам МОБИЛАБ. Так, например детей среднего возраста, заинтересовал вопрос: «Почему Колобок из сказки покатился по дорожке, а не поплыл по реке?», чтобы ответить на этот вопрос дети организуют эксперименты и узнают, что происходит с хлебо-булочными изделиями, если их опустить в воду. Или почему в сказке «Три поросенка» волк смог сдуть домики из соломы и прутьев, а из камня нет? Отвечая на вопрос «Почему дом лисички из сказки «Заюшкина избушка» растаял с приходом весны?», ребята знакомятся не только со свойством снега, но и с влиянием снега на здоровье ребенка. Для детей старшего возраста, проблемные ситуации и эксперименты усложняются. Почему летит самолет? вопрос возник после ознакомления сказки «Самолетный кот» Марина Тараненко. Ответы можно было найти, только при создании собственного самолета. Ребята знакомились с аэродинамикой и динамической подъемной силой. Или, однажды в МОБИЛАБе появился телефон, Да, да тот самый телефон из сказки Корнея Ивановича Чуковского, Так как же идет сигнал от Слона и Крокодила? Что им делать, если телефон оборвется? Эксперименты над звуком поглотили нас в волшебный мир превращений: это опыты со стетоскопом, со стаканчиками, изготовлением микрофона и граммофона и многое другое. Используя литературные произведения, в зависимости от возраста мы, то помогаем героям сказки, то анализируем действия героев и экспериментально подтверждаем это действие, то самостоятельно с детьми придумываем сказки с элементами экспериментирования. Инновационная составляющая МОБИЛАБа в том что, все атрибуты для проведения опытов находятся в нем и его содержание можно менять это удобно, мобильно и эстетично! МОБИЛАБ можно связать с любой темой, с любой детской деятельностью, использовать в разных образовательных областях. И если ребенку захотелось организовать свой собственный эксперимент, он всегда может найти в МОБИЛАБе необходимое ему оборудование. Дети знают, что бы не оказалось в МОБИЛАБе, с ним можно играть, экспериментировать, тем самым развиваться! Заинтересоваться, увлечься вопросом и организовать самостоятельное экспериментирование, это та инициативность, которую необходимо поддерживать педагогам. Результатом работы с МОБИЛАБОМ становится развитый интерес к пособию, организованная самостоятельная опытно — экспериментальная деятельность детей, участие в экспериментально-исследовательских проектах и конкурсах. Счастливые лица детей, их желание ходить в детский сад, узнавать, что–то новое ВОТ, что является моим высшим достижением. МОБИЛАБ – эффективное средство для их воплощения! Ганьшина Зарина Джумабоевна Воспитатель, МДОАУ №37, г. Оренбург
|