Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Шляпный сезон»
Познание
Автор: Салкевич Ирина Александровна   
28.03.2022 10:26

Проект «Шляпный сезон»Проект «Шляпный сезон»

Постановка проблемы.

Проведенный анализ по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.

Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В нашей группе традиционно проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений и другие. Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и педагогов:

  • в изучении одной из интереснейших страниц в истории человека
  • в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей
  • в приобретении практических навыков.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Цель проекта: способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах (беретки, кепки, шапки, шляпы, панамы, колпаки); о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая); о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы); о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик);
  2. Стимулировать поисковую деятельность детей;
  3. Показать значимость и ценность коллективного труда;
  4. Активизировать словарь детей: дизайнер, модельер, ателье, тулья.
  5. Для чего нужно так много разных головных уборов?

Актуальность:

Исследовательско — творческая работа «В мире головных уборов» посвящена изучению истории возникновения головных уборов, их разнообразия и значения в жизни человека. Выбор темы вызван интересом к разнообразию головных уборов сказочных персонажей, к форменным головным уборам людей разных профессий. Отсутствие головных уборов в холодное время года, а так же на сильном солнцепеке пагубно влияет на здоровье как взрослых, так и детей. Появление шляпы в истории человека — одна из интересующих ее страниц. Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы. Головные уборы в Древней Греции использовались, но имели исключительно хозяйственный характер. Чаще всего люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Кстати, именно в античные времена появилась традиция снимать шляпу при встрече. В средние века выбор фасонов шляп был велик. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона. Как и в Древней Греции, в Европе та или иная форма шляпы обозначала определенный род деятельности человека. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку. Женщины обязательно должны были покрывать голову. Замужние дамы прятали волосы под специальной повязкой. Юным девушкам разрешалось ходить с распущенными волосами с вплетенными в них цветами. Был похожий обычай и на Руси. ХХ век прославился большими переменами в моде. В начале века были в моде дамские головные уборы огромных размеров, которые отлично сочетались с элегантными приталенными платьями. В годы Второй мировой войны головные уборы приобрели очень маленькие размеры, что остается модным и сегодня. Современные шляпки разнообразны, ярки и неповторимы. У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу! Он несколько под забылся в конце 20 века, но сейчас, похоже, становится все актуальнее. Шляпа — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, просто красивый аксессуар. Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов. В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей второй младшей группы МБДОУ №48 г. Томска. Тип проекта: творческий, досуговый; детско-взрослый. Продолжительность: краткосрочный, недельный. Методы достижения поставленных целей и задач. Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий. Условия:

  1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.
  2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.
  3. При развитии у детей интереса к поисковой активности.

Ресурсы проекта:

В реализации проекта принимают участие воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

Все участники проекта могут использовать в своей практике Интернет-ресурсы.

Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

  • компьютер с подключением к Интернет-ресурсам
  • принтер
  • ксерокс.

Набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики от конфет, игр и др.) Подбор художественной литературы.

Продукт проекта:

  • сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской
  • лепка по сказке «Кот в сапогах»
  • оригами — изготовление шляп из бумаги
  • моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами, лепки из соленого тесто
  • нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе
  • изготовление шляпки для кукол способом оригами.

Предполагаемый результат: Расширятся и систематизируются знания детей о работе художника-дизайнера, модельера; сформируются умения и навыки работы с бросовым материалом. Дети научатся самостоятельно задумывать сюжет и доводить работу до завершения. У детей сформируется навык планирования своей работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение; приобретается навык совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • расширение знаний об истории появления шляпы;
  • обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
  • приобретение практических навыков.
  • оформление игрового уголка «Салон шляп» и его использование в сюжетно-ролевых играх детей второй младшей группы;
  • Совместно с родителями изготовления лэпбука «Головные уборы», изготовление книжек-малышек.

Этапы работы:

1 Подготовительный этап

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучить и создать информационную базу по проекту.
  • Составить план проекта.
  • Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
  • Провести анкетирование родителей «Что я знаю о шляпах?».

2 Основной этап

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления шляпы.
  • Систематизировать элементарные знания дошкольников:
  • о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки)
  • о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая)
  • о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы…)
  • о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
  • Обогатить словарный запас дошкольников.
  • Развивать навыки связной речи.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.
  • Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

Заключение

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Деятельность в рамках проекта

Беседы на темы: «Головные уборы», «Как делают ткани», «Что люди носят?», «Шляпки», «Как быстро можно изготовить шляпу?»

Наблюдения за людьми, «Какие головные уборы носят люди?» Рассматривание иллюстраций к сказкам; Просмотр видеослайдов «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»

Сюжетно-ролевые игры: «Салон шляп», «Фотосалон»; «Ателье»

Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;

Изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;

Чтение художественной литературы: «Кот в сапогах», «Золушка»

Утренняя гимнастика «Модные грибочки»

Упражнение на равновесие «Книга на голове»

Хороводная игра «Колпачок»

Подвижные игры «Краски», «По дороге в «Ляпы-тяпы»

Взаимодействие с семьями:

  • Поиск информации в Интернете
  • Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей»;
  • Привлечение родителей к созданию условий для игры в магазин «Салона шляп»
  • Оформление выставки книжек-малышек «Наши шляпки»
  • Оформление лэтбука «Головные уборы»

Использованная литература:

  1. Волчкова И.Р. Степанова Н.И. “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада по развитию речи”. – Воронеж: Учитель, 2006, с. 47- 48.
  2. Дошкольное образование. Газета. – С.П.: № 2, 2005, с. 4-5.
  3. Ребенок в детском саду. Журнал. — М: №3, 2009, с. 53.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. http: //nsportal. ru/detskii-sad/raznoe/shlyapnyi-karnaval
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год