Проект «Шляпный сезон» |
Познание | |||
Автор: Салкевич Ирина Александровна | |||
28.03.2022 10:26 | |||
Проект «Шляпный сезон» Постановка проблемы. Проведенный анализ по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В нашей группе традиционно проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений и другие. Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и педагогов:
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Цель проекта: способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля. Задачи проекта:
Актуальность: Исследовательско — творческая работа «В мире головных уборов» посвящена изучению истории возникновения головных уборов, их разнообразия и значения в жизни человека. Выбор темы вызван интересом к разнообразию головных уборов сказочных персонажей, к форменным головным уборам людей разных профессий. Отсутствие головных уборов в холодное время года, а так же на сильном солнцепеке пагубно влияет на здоровье как взрослых, так и детей. Появление шляпы в истории человека — одна из интересующих ее страниц. Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы. Головные уборы в Древней Греции использовались, но имели исключительно хозяйственный характер. Чаще всего люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Кстати, именно в античные времена появилась традиция снимать шляпу при встрече. В средние века выбор фасонов шляп был велик. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона. Как и в Древней Греции, в Европе та или иная форма шляпы обозначала определенный род деятельности человека. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку. Женщины обязательно должны были покрывать голову. Замужние дамы прятали волосы под специальной повязкой. Юным девушкам разрешалось ходить с распущенными волосами с вплетенными в них цветами. Был похожий обычай и на Руси. ХХ век прославился большими переменами в моде. В начале века были в моде дамские головные уборы огромных размеров, которые отлично сочетались с элегантными приталенными платьями. В годы Второй мировой войны головные уборы приобрели очень маленькие размеры, что остается модным и сегодня. Современные шляпки разнообразны, ярки и неповторимы. У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу! Он несколько под забылся в конце 20 века, но сейчас, похоже, становится все актуальнее. Шляпа — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, просто красивый аксессуар. Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов. В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования. Объект исследования: исследовательская деятельность детей второй младшей группы МБДОУ №48 г. Томска. Тип проекта: творческий, досуговый; детско-взрослый. Продолжительность: краткосрочный, недельный. Методы достижения поставленных целей и задач. Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий. Условия:
Ресурсы проекта: В реализации проекта принимают участие воспитатели, дети второй младшей группы и их родители. Все участники проекта могут использовать в своей практике Интернет-ресурсы. Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:
Набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики от конфет, игр и др.) Подбор художественной литературы. Продукт проекта:
Предполагаемый результат: Расширятся и систематизируются знания детей о работе художника-дизайнера, модельера; сформируются умения и навыки работы с бросовым материалом. Дети научатся самостоятельно задумывать сюжет и доводить работу до завершения. У детей сформируется навык планирования своей работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение; приобретается навык совместной деятельности. Ожидаемые результаты:
Этапы работы: 1 Подготовительный этап Задачи:
2 Основной этап Задачи:
Заключение Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Деятельность в рамках проекта Беседы на темы: «Головные уборы», «Как делают ткани», «Что люди носят?», «Шляпки», «Как быстро можно изготовить шляпу?» Наблюдения за людьми, «Какие головные уборы носят люди?» Рассматривание иллюстраций к сказкам; Просмотр видеослайдов «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны» Сюжетно-ролевые игры: «Салон шляп», «Фотосалон»; «Ателье» Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами; Изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани; Чтение художественной литературы: «Кот в сапогах», «Золушка» Утренняя гимнастика «Модные грибочки» Упражнение на равновесие «Книга на голове» Хороводная игра «Колпачок» Подвижные игры «Краски», «По дороге в «Ляпы-тяпы» Взаимодействие с семьями:
Использованная литература:
|