Методическая разработка проекта «Мир воды» |
Познание | |||
Автор: Токарь Ирина Михайловна | |||
28.03.2022 11:55 | |||
Проект «Мир воды» «Самое лучшее открытие – то, Тип проекта: опытно-экспериментальный с применением ИКТ-технологий. Участники проекта: дети (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) – воспитатели — родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный — 1 месяц Цель: Формирование познавательной и речевой активности детей через систематизацию знаний о свойствах воды и значении воды как важного природного ресурса в процессе исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные
Коррекционные
Воспитательные
Актуальность проекта: Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал Лев Семенович Выгодский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. И потом, совсем неважно, открыл ли ребенок что то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода — простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Проект «Мир воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, что вода необходима для всего живого. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений педагогики в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является акту-альной по ряду причин: речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно вовремя начинать работу по развитию речевой активности детей и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу в различных видах деятельности, одним из таких видов деятельности является опытное-экспериментальная деятельность. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Продукты проекта:
Предполагаемый результат: Дети: В результате реализации данного проекта дети овладеют несложными способами элементарного экспериментирования, соответствующие их возрасту, продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать. Сформируют длительный, направленный ротовой выдох, научатся контролировать время выдоха. Дети станут активнее использовать речь как средство общения, расширят и обогатят словарный запас. Получат положительный социально-эмоциональный опыт от совместной деятельности. Воспитатель: Повысит уровень профессионального мастерства. Обогатит предметно-развивающую среду в группе. Родители: Расширят кругозор по данной теме. Повысят степень вовлеченности в совместную деятельность с детьми Этапы осуществления проекта. I этап — подготовительный II этап -основной III этап -заключительный План реализации проекта: I этап – подготовительный
II этап — основной
III этап. Заключительный.
I этап – подготовительный Сбор информации, материала для реализации идеи, подборка мультфильмов, познавательных фильмов по теме проекта, создание предметно-развивающей среды в группе, презентации для детей согласно теме проекта;
Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома». Подбор методической и художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта. Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта. Создание условий для проведения проекта. Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Анкетирование родителей по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Игры с водой», «Да здравствует вода» Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой. Выставка рисунков «Рисуем вместе» на тему «Для чего нужна вода?» II этап — основной Предварительная работа с детьми по «Мир воды» Чтение стихотворений, сказок, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание лексического альбома по теме «Вода», дидактические игры. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория». Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде? Образовательная область «Познавательное развитие» Беседы с использованием презентаций: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе». Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Опытно-исследовательская деятельность. Просмотр фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел») Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое». Образовательная область «Речевое развитие»: Чтение художественной литературы по теме проекта. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря. Лепка «Молекула воды», Рисование плакатов «Берегите воду». Образовательная область «Физическое развитие»: Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера». Алгоритм проведения опытно-исследовательской деятельности:
|