Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка проекта «Мир воды»
Познание
Автор: Токарь Ирина Михайловна   
28.03.2022 11:55

Проект «Мир воды»Проект «Мир воды»

«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон

Тип проекта: опытно-экспериментальный с применением ИКТ-технологий.

Участники проекта: дети (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) – воспитатели — родители.

По продолжительности реализации проекта: среднесрочный — 1 месяц

 Скачать конспект

Цель: Формирование познавательной и речевой активности детей через систематизацию знаний о свойствах воды и значении воды как важного природного ресурса в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • Систематизировать и расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях: о свойствах воды, о её разных состояниях посредством опытно-экспериментальной деятельности, о значимости воды в жизни человека.
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Коррекционные

  • Продолжать закреплять артикуляционные умения и навыки.
  • Отрабатывать направленный, длительный речевой выдох.
  • Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные

  • Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, актив-ность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
  • Продолжать формировать коммуникативные навыки.

Актуальность проекта:

Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал Лев Семенович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. И потом, совсем неважно, открыл ли ребенок что то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода — простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Проект «Мир воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, что вода необходима для всего живого. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений педагогики в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является акту-альной по ряду причин: речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно вовремя начинать работу по развитию речевой активности детей и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу в различных видах деятельности, одним из таких видов деятельности является опытное-экспериментальная деятельность.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • опыты, экспериментирование
  • беседы с детьми о воде,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • творческая мастерская,
  • заучивание стихотворений о воде,
  • отгадывание загадок,
  • постановка и решение вопросов проблемного характера,
  • опыты,
  • дидактические игры, подвижные игры
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
  • моделирование: применение метода моделирования в изучении агрегатных состояний воды.
  • постановка и решение вопросов проблемного характера.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».

Продукты проекта:

  • Буклеты для родителей на тему «Эксперименты в детском саду».
  • Лепбук «Вода вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Дети: В результате реализации данного проекта дети овладеют несложными способами элементарного экспериментирования, соответствующие их возрасту, продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать.

Сформируют длительный, направленный ротовой выдох, научатся контролировать время выдоха.

Дети станут активнее использовать речь как средство общения, расширят и обогатят словарный запас.

Получат положительный социально-эмоциональный опыт от совместной деятельности.

Воспитатель: Повысит уровень профессионального мастерства.

Обогатит предметно-развивающую среду в группе.

Родители: Расширят кругозор по данной теме.

Повысят степень вовлеченности в совместную деятельность с детьми

Этапы осуществления проекта.

I этап — подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • анализ условий для реализации проектной деятельности
  • подбор материала для детей и родителей по теме проекта.

II этап — основной

  • выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап. Заключительный.

  • анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
  • презентация на педсовете ДОУ.

I этап – подготовительный

Сбор информации, материала для реализации идеи, подборка мультфильмов, познавательных фильмов по теме проекта, создание предметно-развивающей среды в группе, презентации для детей согласно теме проекта;

  • пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами
  • пополнение «Игротеки» играми соответствующего содержания
  • создание мнемотаблиц для проведения опытов

Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».

Подбор методической и художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Анкетирование родителей по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Игры с водой», «Да здравствует вода»

Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой.

Выставка рисунков «Рисуем вместе» на тему «Для чего нужна вода?»

II этап — основной

Предварительная работа с детьми по «Мир воды»

Чтение стихотворений, сказок, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание лексического альбома по теме «Вода», дидактические игры.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы с использованием презентаций: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?

Опытно-исследовательская деятельность.

Просмотр фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел»)

Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».

Образовательная область «Речевое развитие»:

Чтение художественной литературы по теме проекта.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.

Лепка «Молекула воды»,

Рисование плакатов «Берегите воду».

Образовательная область «Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».

Алгоритм проведения опытно-исследовательской деятельности:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученных результатов.
  • Формулирование выводов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год