Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Развитие любознательности через экспериментально – поисковую деятельность»
Познание
Автор: Зрячева Елена Геннадьевна   
24.02.2022 09:30

Проект «Развитие любознательности через экспериментально – поисковую деятельность»Проект «Развитие любознательности через экспериментально – поисковую деятельность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани 420140, г.Казань, ул. Ноксинский спуск дом 9

Автор: Зрячева Елена Геннадьевна МБДОУ «Детский сад №3» Советского района г.Казани 2021г

Актуальность темы проекта:

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка и разработан проект.

 Скачать конспект

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?,

почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель- наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную активность.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детских образовательных организаций.

Цель проекта: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментально – поисковую деятельность.

Задачи проекта:

  1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающегомира.
  2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно — гигиенические навыки.

Подготовительный этап:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
  2. Изучение процесса становления и развития детского экспериментирования.
  3. Изучение уровней экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
  4. Опытно-экспериментальная работа по организации экспериментально-поисковой деятельности детей в старшей группе детского сада.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

изучение практики организации экспериментально-поисковой деятельности детей;

-наблюдение, тестирование, беседа.

Организация среды в группе для детского экспериментирования:

Мы начали работу с построения предметно — развивающей среды, подбирали литературу по данной проблеме. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделено помещение, где оборудуется кабинет "Детское экспериментирование". Где собраны материалы по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло» и расположены на доступных для свободного экспериментирования детей полках и шкафчиках в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования в настоящее время содержатся:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Карточки-схемы проведения экспериментов (оформлены на плотной бумаге и ламинированы; на обратной стороне карточки описан ход проведения эксперимента).

Индивидуальные дневники экспериментов, в которых ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

В каждом разделе на видном месте вывешены правила работы с материалом. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования, соответствует потребностям ребенка со средним уровнем экологического развития.

Также нами была организована зона коллекций, предназначенная для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются на полках на уровне, доступном для обзора ребенка. При сборе образцов учитывались следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции включают прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, — и т.п.

Разнообразие. Важно, что в зоне коллекции представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. Прежде всего, в коллекциях представлены природные объекты местности, где расположен наш детский сад: семена каштана, дуба, березы, клена, ели. Это позволяет воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они могут посмотреть с новых позиций. Поэтому местный материал всегда составляет основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект. Коллекции время от времени пополняются и за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Так, Ася с черноморского побережья привезла различные ракушки; Алина путешествовала с родителями по Турции и привезла сушеную морскую звезду. Лева, побывав в Египте, привез сувенир пирамиду и скарабея. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствует формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций мы старались учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Поэтому мы не включаем в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями, гербарий. На наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в живой природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды. Не рекомендуем мы родителям покупать и готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка — желания иметь коллекцию красивых бабочек — зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.

Безопасность. Любой объект зоны коллекций безопасен для ребенка — как с точки зрения возможных механических повреждений (например, камни мы подбирали без острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты обязательно промываются, не являются аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) мы собираем вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

К работе по сбору экспонатов для коллекций, мы привлекали родителей. Большинство из них активно включились в работу и помогли нам собрать следующие коллекции:.

1. Коллекция плодов

Это коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек), шишки разных хвойных пород.

2. Коллекция камней

В коллекцию входит ряд камней, отличающихся по цвету, форме, фактуре размеру. Родители вместе с детьми привозили их с сочинского побережья, из Турции и Египта, с берегов местных рек и озер и т.д.

3. Коллекции ракушек

Коллекции ракушек у нас разнообразны, но прежде всего раковины мы классифицировали по трем типам: пресноводные (речные, озерные или прудовые), морские и наземные.

4. Коллекция осенних листьев.

Экспонаты коллекции в основном собирали на территории детского сада, дач и огородов наших родителей. Все экспонаты высушились, рассматривались и отбирались самые интересные экземпляры.

Также была создана зона библиотеки, представляющая собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Тошка"). В уголке находятся также проектор, слайды, видео- и аудиоматериалы. Экспериментирование в дошкольных образовательных учреждениях может осуществляться в разных формах:

Занятия с детьми планируется проводить два раза в месяц по 30 минут.

Для родителей группы были разработаны правила "Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей познавательному экспериментированию.

Заключение:

Поиск новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать являются источником получения ребенком новых знаний об окружающем их мире. В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, представления о различных формах жизни. Это происходит при условии, что окружающие ребенка взрослые сами обладают экологической культурой, открывают ему прекрасный мир природы, помогают наладить с ним гармоничные взаимоотношения. И совместная с детьми работа ведется не от случая к случаю, а целенаправленно и систематически.

При выполнении проекта, решены следующие поставленные задачи:

  • развили умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент
  • дети научились выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе практического опыта

- активизировали словарный запас детей.

В проекте были рассмотрены, общая характеристика методов детского экспериментирования, методические требования к проведению экспериментов, особенности становления и развития деятельности экспериментирования в дошкольном возрасте. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка имеет значение не большое количество знаний, а тип их усвоения, который определяется видом деятельности, в котором эти знания приобретаются.

Библиографический список:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: учебник для вузов. – М., 1998
  2. Ашиков В., Аикова С. Природа, Творчество и Красота //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 7. – с.2 – 5
  3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. — №5. — с.80-82
  4. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? //Дошкольное воспитание. – 2004. — №7. — с.38-46
  5. Бобыленко Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. — №7. — с.36-42
  6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М., Просвещение, 2004.
  7. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., — 1976
  8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: методология и практика /Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2004.
  10. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М., 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год