Формирование основ финансовой культуры ребенка |
Познание | |||
Автор: Габилова Елена Сергеевна | |||
25.01.2022 18:01 | |||
Формирование основ финансовой культуры ребенка В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы. С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги… Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.
Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности. Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт. За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития. Занятия организовываются в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей: - формирование первичных экономических представлений и компетенций. (Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения) развитие экономического мышления дошкольников воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно—эстетическое развитие физическое развитие. Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука». Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях: знакомит детей с многообразием потребностей человека формирует представления об ограниченности возможностей учит определять разницу между «хочу» и «надо» В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности. Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде: расширяет представления детей о труде взрослых знакомит детей с многообразием профессий человека способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей. В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека. Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров: знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа» учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека объясняет, от чего зависит цена товара воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно. В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством. Раздел «Деньги» — способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления: знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта» учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег способствует развитию умения детей пользоваться деньгами формирует разумное отношение к расходованию денег. В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.
|