Интегрированное занятие в подготовительной группе «Очень ценный клад – вода» |
Познание | |||
Автор: Паластрова Елена Павловна | |||
07.01.2022 22:02 | |||
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Очень ценный клад – вода» Задачи:
Предварительная работа: наблюдение, беседы о значении воды в жизни человека и видах водоемов, опыты с водой, рассмотрение иллюстративного материала, тематического альбома «Вода в жизни человека».
Оборудование: медиа-установка, презентация с изображением пейзажей водоемов, видами использования воды в быту и промышленности, большой глобус, лист формата А3 с изображением суши, тесемки синего или голубого цвета, плакат с изображением реки, силуэты предметов (рыбы, водоросли, улитки, банки, башмаки и т.д.), цветные восковые карандаши (или фломастеры), клей. *** Дети входят в зал и видят большой глобус. Воспитатель ведет беседу. Воспитатель. Знаете ли вы, что это? Дети. Это глобус – модель планеты Земля. Воспитатель. Кто живет на нашей планете? Дети. Животные, птицы, рыбы и человек, растут растения. Воспитатель. Без чего не могут жить эти живые существа? Дети. Без воздуха, без воды, без солнца. Воспитатель. Каким цветом на глобусе обозначена вода? Дети. Синим, голубым. Воспитатель. Ребята, какие свойства воды вы знаете? Дети. Прозрачная, без вкуса, запаха. (Дети перечисляют знакомые им свойства.) Воспитатель. Нужна ли вода? Зачем? Дети. Чтобы умываться, мыть полы, готовить еду и т.д. Воспитатель. Какая польза от воды людям? Дети. С ее помощью они становятся чистыми, а значит, не болеют, сытыми и т.д. Воспитатель Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… (воды). Во время прочтения стихотворения идет показ слайдов с изображением использования воды. Итак, мы знаем, что вода очень важна, чтобы сделать множество простых, но очень важных дел. Она ничем незаменима. А какие вы знаете водоемы? Воспитатель загадывает загадки. Бегу я, как по лесенке, По макушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеек.) Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – в нем все отражается… Как это зеркало называется? (Озеро, пруд.) Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши. Ребята, посмотрите, на нашем кусочке земли, чего-то не хватает, как вы думаете чего? Дети. Воды. Воспитатель. А как ее можно изобразить с помощью тесемок? Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде. С помощью тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображения впадения ручейков в реке, а рек в море. На что похоже наше изображение? Дети. На карту. Воспитатель. Чем отличается вода в реках, ручьях, озерах от воды морей? Дети. В морях вода соленая, а в речках – пресная. Если дети затрудняются, воспитатель может уточнить ответы, акцентируя внимание на определениях «пресная», «соленая». Воспитатель. Какую воду мы используем в пище и быту? Дети. Не соленую, пресную, чистую. Воспитатель. Какие водоемы встречаются в нашей местности? Дети. Речки, озера, ручейки. Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и превратимся в небольшую речку, изобразим в танце то, как бежит речка среди холмов и вершин, обегая сопки… Под музыкальное сопровождение дети исполняют танец-импровизацию «Змейка»: воспитатель ведет детей, выстроенных в одну шеренгу, взявшихся за руки, по залу, на проигрыше они выполняют импровизированные плавные движения. Ребята, вы любите отдыхать на берегу реки? Представьте себе такую историю… «Жила-была Голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили люди. - Посмотрите, какая чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, т улитки, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада, — говорила Речка. Однажды в гости к реке пришла целая семья: папа, мама и мальчик Костя. Они расположились на берегу и стали отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет цветов, но они быстро увязали без воды, и ей пришлось их выбросить. Костя выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что там у них внутри. В заводи он поймал лягушку и закрыл ее в банке. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно выполз на берег. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Гости ушли довольные, а голубая речка посерела, стала грустной и больше никого не звала к себе в гости». Н. Рыжова В ходе рассказа об изображении реки на плакате появляются и исчезают фигурки и предметы, отображающие замысел. Что произошло на берегу реки? Дети. Люди обидели речку, тех, кто в ней живет и на ее берегах, намусорили и т.д. Воспитатель. Из-за чего это произошло? Дети. Люди неправильно себя вели на природе! Воспитатель. Действительно, ребята. Подобное становится возможным из-за незнания людьми правил поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и от вредных примесей, нечистот и сливов промышленных предприятий. Воспитатель показывает силуэтное изображение завода или фабрики. Давайте назовем правила поведения в природе, которые помогут нам сохранить чистоту воды – одного из важнейших природных ресурсов.
Засиделись мы. Давайте спустимся к реке. Физкультминутка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре - Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. По реке мы дружно плыли, Вышли на берег крутой И помашем ей рукой! Воспитатель подводит детей к плакату с изображением речки. Чтобы наша речка стала чистой, надо дополнить иллюстрацию. Для этого нужно отобрать только необходимые по смыслу силуэты предметов, не опасные для природы. Дети выбирают нужные силуэты, убирая изображения мусора и другие предметы, не подходящие к водной тематике. Пальчиковая гимнастика Рыбкам весело резвится В чистой тепленькой воде. То сожмутся – разожмутся, То зароются в песке. Дети раскрашивают выбранные силуэты и составляют общий коллаж. Ребята, давайте словами песни скажем, насколько важна для людей вода. Дети исполняют песню. Во время исполнения на экране демонстрируются слайды с изображением чистых водоемом. Очень ценный клад – вода, С нею дружим мы всегда, Умываясь ею охотно на рассвете. В речку мусор не бросать, А природу охранять – (2 раза) Будем правило святым для всех на свете. Жить не могут без воды Люди, рыбы и бобры, Кто плотины через реки свои строит. Их не трогать никогда, В книгу Красную тогда (2 раза) И записывать друзей таких не стоит. Эх, волшебница-вода! И прозрачна, и вкусна! Водоемы все наполнит без остатка. Коль родник в лесу найдем, Иль вдвоем, иль впятером (2 раза) Приходить к нему порой будем украдкой. Воспитатель подводит итог занятия. Где мы сегодня с вами побывали? Дети. На речке. Воспитатель. Что мы для нее сделали? Дети. Очистили и поселили много рыб и других водных обитателей. Воспитатель. Какие правила общения с природой вам больше всего запомнились? Дети перечисляют. Речка благодарит вас за помощь и прощается до новых встреч. Под музыку дети уходят.
|