Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир ткани» (познавательное развитие) |
Познание | |||
Автор: Каблучко Е.Б., Шаповалова А.С. | |||
25.12.2021 10:12 | |||
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир ткани» (познавательное развитие) Воспитатели: Каблучко Е.Б., Шаповалова А.С. Возрастная группа: старшая. Образовательная область: познавательное развитие (Познание предметного и социального мира). Цель:
Задачи:
Актуализация знаний об использовании человеком тканей;
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения; Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи. Средства: Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, капрон, драп, лен, кожа; мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды. Способы: Создание мотивации, игра на сплочение группы, игра «Собери картинку», проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия. Предварительная работа: составление коллекции тканей, рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток, ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей», д/игры «Одень куклу» и др. 1 этап: Психологический настрой. Психогимнастика «Круг радости». - Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня вы пришли на занятие такие веселые. Каждый улыбается своим друзьям, и я приглашаю вас в наш круг радости. Давайте возьмемся за руки и громко поприветствуем друг друга: Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие) Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их) Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе). 2. Мотивационно-ориентировочный. Загадка про одежду: Везде ты видишь вещи эти, Ведь в них удобно и тепло, Эти вещи надо знать, В них хорошо играть и спать. Гулять и летом и в мороз, И даже в холод спрятать нос. Они о многом могут рассказать: Кто их надел, куда пошёл? Для ног, для рук, для головы, Они важны и хороши. - А как Вы думаете, зависит ли Ваше здоровье от того какую одежду и когда Вы носите? - Сейчас Вам одежду выбирают …родители, а давайте представим, что мы с Вами оказались в стране Детства, где только дети, они и воспитатели в детском саду, и строители, и продавцы… и сами выбирают себе одежду для каждого времени года и по погоде. А что для этого надо знать…? Воспитатель подводит детей к постановке цели 2. Поисковый. - А для этого мы должны знать Составление плана работы:
И это все нужно для Нашего ЗДОРОВЬЯ! 4. Практический этап Приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы не только побеседуем о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты. Воспитатель обращает внимание детей на ткани и просит назвать их. - Чем ткани отличаются друг от друга? Обращается к плану. Мы узнали, какая ткань бывает. - Дети, попробуем ответить на такой вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?» Послушайте загадку: Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки- Над миром пушинки. Что это за время года, ребята? - Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему? Опыт 1: Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань: 1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? Опыт 1: Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань: 1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку: Солнца нет, на небе тучи. Ветер вредный и колючий Дует так, спасенья нет Что такое, дай ответ. Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? - Проверим на опыте. Чтобы провести его, нам нужно разделиться на 3 команды (работа в микрогруппах). И поможет нам в этом игра «Собери картинку» Средства: 3 разрезных картинки из 3 частей (плащ, куртка, комбинезон). Опыт 2 Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду. Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. Что у нас получилось? Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим? Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим? Отожмите. Какая стала ткань? Я соткана из зноя Несу тепло с собою Я – реки согреваю Купаться приглашаю И любите за это вы все меня - Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей. Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему. Отложите их в сторону. Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет? Опыт 3 Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо? - А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой. Опыт 4 На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит? - Почему так происходит? Воспитатель вводит понятие «гигроскопичность». Вместе с детьми проводит опыт: через лупу ребята рассматривают переплетение нитей хлопчатобумажной ткани, болоньи, нейлона, капрона, выясняют различия (в хлопчатобумажных тканях в переплетении нитей есть промежутки, способствующие вентиляции воздуха). Дети делают вывод, что гигроскопичность ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены, и устанавливают зависимость между качеством ткани, из которой сшита одежда, и погодными условиями. Пальчиковая гимнастика: «Катюшки» В деревушке три Катюшки — хлопки в ладоши, Взяли в руки три катушки, — удары кулачками (попеременно) Шуре сшили сарафан, — делаем «колечки» Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам — сжимаем и разжимаем пальцы Сшили яркие штанишки. - Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему? Обращается к плану. Мы познакомились со свойствами ткани. Осталось научиться подбирать нужную ткань для одежды. Дидактическая игра «Подбери ткань к одежде». 5. Этап: Рефлексивно – оценочный этап. - Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: Вы теперь сами сможете правильно выбрать себе одежду. -А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях. - Наша ткань еще очень редкая, она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше. Последующая работа: организация сюжетно-ролевой игры «Ателье».
|