Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки» |
Познание | |||
Автор: Колесникова Виктория Олеговна | |||
10.12.2021 15:21 | |||
Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки» Автор проекта: воспитатель младшей группы Колесникова Виктория Олеговна МБДОУ "ЦРР-Д/С Колокольчик" г.Абакан Место проведения: вторая младшая группа Возраст детей: с 3х до 4х лет Сроки проведения: ноябрь 2020 г — май 2021 Количество участников проекта: 80 человек, из них: воспитатель, младший воспитателя, 26 детей и 52 родителя. Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.
Краткое содержание проекта: Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить. Деятельность детей с прищепками может быть интересной и разнообразной, решать несколько различных задач: развивать мелкую моторику, оздоравливать организм ребенка при помощи массажа прищепками, развивать творческое воображение при изготовлении поделок из прищепок, развивать память, речь, творческие способности при работе с театром на прищепках, вовлекать родителей в педагогический процесс. Проект предназначен для того, чтобы найти действенные методы работы с детьми, используя бельевые прищепки. Цель направления деятельности проекта: развитие мелкой моторики у детей с использованием бельевых прищепок в разных видах деятельности. Задачи:
Взаимодействиес родителями:
Ожидаемые результаты:
Актуальность проекта. Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.). В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для нас это – привычные вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Например, обычные бельевые прищепки. В первые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала в своей работе с детьми известный итальянский педагог Мария Монтессори, которая писала: «До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было». Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной. Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение, для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, развиваются раньше своих сверстников, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Дидактические игры с прищепками, настольный театр, анимации к сказкам из прищепок я легко включаю в структуру режимных моментов, в образовательную деятельность, в самостоятельную и совместную деятельность с детьми в ДОУ. Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для реализации задач проекта, мной был разработан цикл занятий, подобраны игры, совместная деятельность воспитателя, детей и родителей, и самостоятельная деятельность детей. Проект «Волшебные прищепки» реализуется воспитателем с детьми второй младшей группы и организуется в три этапа. Этапы проекта: I. Подготовительный этап (ноябрь):
а) информация в родительский уголок; б) выставка поделок детей и родителей «Веселые прищепки».
II. Основной этап реализации проекта (декабрь – март):
Работа с детьми:
а) упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением: «Лиса», «Крокодил», «Гусь», «Черепашка»; б) сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок: «Коробочки», «Зубастики», «Разноцветный заборчик»;
Работа с родителями:
III. Заключительный этап (апрель)
Заключение Все материалы и пособия используются еженедельно в непосредственно образовательной деятельности (дети – воспитатель) и самостоятельной деятельности детей. Все участники проекта принимают активное участие, включены в процесс работы над проектом. В ходе проекта, мы с детьми разучили много дидактических игр. В ходе образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, речь ежедневно обогащалась, словарный запас становился все шире. Дети научились составлять рассказы из простых предложений, придумывать свои игры и правила к ним. Каждый день дети активно играли с прищепками, используя их в разных вариациях игр, тем самым у детей развивалось воображение, фантазия, мышление, память. Самомассаж помог закрепить мышцы на руках, дети спустя две недели уже легко справлялись с прищепками и не уставали. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Приучать ребенка к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям. Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Такие игры также были проведены дома совместно с родителями.
|