Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»
Познание
Автор: Мальцева Альфия Равхатовна   
05.12.2021 09:53

Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Название проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно — правовое обеспечение.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27. 07. 1998 г.
  • СанПиН 1.4. 2. 3049 -13
  • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Руководитель проекта Мальцева Альфия Равхатовна

 

Скачать конспект

Участники Дети средней группы, родители, педагоги.

Срок реализации 1 месяц

Вид проекта Групповой; краткосрочный, поисково-исследовательский

Цель проекта Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта — расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга: воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • познакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

Этапы Организационно-подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Характеристика деятельности участников Ознакомление с опытами, активное включение в экспериментальную деятельность, оказание помощи сверстникам, участие детей в решении практических, проблемных вопросов.

Предполагаемые результаты — Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предполагаемые итоговые продукты проекта Картотека экспериментов по загадкам, поговоркам, сказкам.

Картотека игр по экспериментальной деятельности, фотоочет. Итоговое мероприятие Сценарий КВН «Мы – экспериментаторы»

Необходимое оборудование: Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга: воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • познакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации: 1 месяц 1.09. 2021 – 30. 09. 2021г.

Материалы и оборудование:

  • уголок по экспериментированию,
  • наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
  • альбомы со схемами опытов, картотека опытов,
  • телевизор, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет — ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Организация развивающей среды в группе — оформление уголка по экспериментированию.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  6. Оформление консультативного материала для родителей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Эксперименты;
  2. Беседы;
  3. Наблюдение и труд;
  4. Работа в лаборатории "Почемучкино"

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми

Беседы: «Воздух – невидимка»; «Чистый воздух», «Кому нужна вода», «Как мы ухаживаем за растениями», «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь», «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»;

С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», «Федорино горе», «Мойдодыр»

А.Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке»

«Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»

Прослушивание музыки: П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки», «Земля в иллюминаторе», «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко»

Дидактические игры: «Свойства воздуха», «Что нужно для роста растений», «Садовник», «Живое – неживое», «Времена года», «Части суток»»

«Кому нужно солнце», «Горячо – холодно», «Как растет цветок»

Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь»,

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «Ручеек», «Путешествие капельки», «Солнышко и дождик», «День – ночь», «Елочки, пенечки»

С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

Трудовые поручения: «Мытье игрушек», дежурство в уголке природы, дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев)

Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве», «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Анкетирование.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
  5. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 8. Интернет ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год