Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» |
Познание | |||
Автор: Мальцева Альфия Равхатовна | |||
05.12.2021 09:53 | |||
Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» ПАСПОРТ ПРОЕКТА. Название проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно — правовое обеспечение.
Руководитель проекта Мальцева Альфия Равхатовна
Участники Дети средней группы, родители, педагоги. Срок реализации 1 месяц Вид проекта Групповой; краткосрочный, поисково-исследовательский Цель проекта Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях. Задачи проекта — расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Этапы Организационно-подготовительный. Основной. Заключительный. Характеристика деятельности участников Ознакомление с опытами, активное включение в экспериментальную деятельность, оказание помощи сверстникам, участие детей в решении практических, проблемных вопросов. Предполагаемые результаты — Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Предполагаемые итоговые продукты проекта Картотека экспериментов по загадкам, поговоркам, сказкам. Картотека игр по экспериментальной деятельности, фотоочет. Итоговое мероприятие Сценарий КВН «Мы – экспериментаторы» Необходимое оборудование: Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская народная мудрость.) Актуальность Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Участники проекта: Дети, воспитатели, родители воспитанников. Цель: расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях. Задачи:
Предполагаемые результаты:
Сроки реализации: 1 месяц 1.09. 2021 – 30. 09. 2021г. Материалы и оборудование:
Этапы реализации проекта
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
Формы работы:
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте. Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. Перспективный план работы с детьми Беседы: «Воздух – невидимка»; «Чистый воздух», «Кому нужна вода», «Как мы ухаживаем за растениями», «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь», «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», «Федорино горе», «Мойдодыр» А.Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке» «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка» Прослушивание музыки: П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки», «Земля в иллюминаторе», «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко» Дидактические игры: «Свойства воздуха», «Что нужно для роста растений», «Садовник», «Живое – неживое», «Времена года», «Части суток»» «Кому нужно солнце», «Горячо – холодно», «Как растет цветок» Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «Ручеек», «Путешествие капельки», «Солнышко и дождик», «День – ночь», «Елочки, пенечки» С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну». Трудовые поручения: «Мытье игрушек», дежурство в уголке природы, дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве», «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Работа с родителями Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. - Анкетирование. - Перспективный план работы с родителями - Беседы, обсуждения на родительских собраниях. - Консультации для родительского уголка. - Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. - Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. Заключение Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Список литературы:
|