Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» |
Познание | |||
Автор: Гаврилова Ксения Николаевна | |||
23.11.2021 09:17 | |||
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Юбилейный» г. Лихославль. Подготовила: Гаврилова К.Н. 2021 год. Цель.
Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения». Аудиозаписи «Старинная французская песня» П.И. Чайковского, шума ветра. Репродукции картин, изображающих море, суда. (И. Айвазовский «Радуга», Н.Н. Дубовской «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»). Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г.Долженко «Гладь морская". Немецкая песенка «Ветряная мельница». Загадки. Словарная работа: "порывистый","резкий","ураганный", "разрушительный". I. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни. Воспитатель: Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории. Вспомним правила:
Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? Он большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезет? (воздух) Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде и сейчас мы постараемся это доказать. II. Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства воздуха. 1. Игра — поиск «Где живет воздух?» (Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками) Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Что в ней находится (кубики). Если уберём кубики, что останется в банке? (воздух) Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). Воздух прозрачный, он есть везде, тогда давайте попробуем его поймать. Воспитатель предлагает взять пакет (перед каждым ребенком прозрачный пакет) в руки, встряхивает его, закручивает его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух) 2. Опытно — экспериментальная деятельность «Воздух есть в воде». (перед каждым ребенком на столе стоит ёмкость с водой и соломинкой) Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух и он легкий, подымается наверх). «Воздух есть в сахаре». (перед каждым ребенком на столе ёмкость с водой, кусочек сахара) Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух) «Сжатый воздух» Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар) Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Что случится, если шарик ещё большим количеством воздуха заполнить (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его). Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух ещё? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч) Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре. III. Движение воздуха Воспитатель. Давайте помашем руками себе на лицо, чтобы воздух. Что вы чувствуете? (прохладу, ветерок) Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра) Воспитатель. Разделимся на 3 группы и встанем за столы. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.) Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы. IV. Физкультминутка Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз) Хочу налево посвищу, (наклон влево) Могу подуть направо, (наклон вправо) Могу подуть вверх — в облака, (Медленно поднимают руки вверх — наклоны) А пока — я тучи разгоняю. (Кружатся на месте) V. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения» Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. Это что за потолок То он низок, то высок То он сер, то беловат То чуть, чуть голубоват А порой такой красивый Кружевной и синий, синий. (небо) Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха.) (Показывает картину с изображением природы и завода) Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу) Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Лес — это лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы. Значит, чтобы был чистый воздух надо сажать и выращивать молодые деревья. VI. Завершение. Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Какие опыты мы проводили? Что нового вы узнали? Давайте возьмем блокнотики и зарисуем все, что мы сегодня сделали.
|