Методическая разработка Кузбассу-300 (майндмэппинг технология) для детей старшего дошкольного возраста с ТНР |
Познание | |||
Автор: Феденых Наталья Владимировна Михайлова Татьяна Михайловна Болтенко Ирина Ивановна Агеева Анна Александровна | |||
29.11.2021 17:08 | |||
Методическая разработка Кузбассу-300 (майндмэппинг технология) для детей старшего дошкольного возраста с ТНР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 173» Новокузнецкий городской округ, 2021 Авторы-составители:
1. Пояснительная записка. В этом году 300-летие Кузбасса – это та ключевая идея, которая объединяет всех жителей нашего региона. Мы все вместе должны сделать Кузбасс более комфортным, безопасным, привлекательным для жизни. Главная задача дошкольных учреждений сделать так, чтобы воспитанники гордились своей малой родиной, как можно больше знали о ней, о ее истории, о достижениях и богатствах родного края.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, поэтому особое место в воспитании, обучении и развитии наших воспитанников занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является майндмэппинг. Использование данного метода способствуют эффективному познавательному развитию, позволяет обогащать у детей представления об окружающем мире, о многообразии предметного, природного и социального окружения, дает умение устанавливать связи и зависимости между предметами и явлениями. В ходе совместного создания ментальных карт дети приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в процессе которого у воспитанников совершенствуются коммуникативные умения Что же такое майндмэппинг, ментальные карты или интеллект-карта? Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации. Ментальная карта — это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы. Ментальная карта – это один из способов визуализации мышления. Имея иллюстрированную схематическую структуру, ментальная карта способствует более быстрому и качественному усвоению информации, в отличие от информации, представленной в линейном (текстовом) формате. Автором технологии является британский психолог Тони Бьюзен. Отличительными чертами ментальной карты являются:
Посредством ментальной карты можно графически фиксировать информацию; структурировать, анализировать, обобщать информацию; целостно воспринимать информацию во всех ее взаимосвязях и взаимозависимостях; запоминать большой объем информации; планировать: представлять в виде схемы предстоящие дела, бюджет, план выступления и т.п. Возможности использования технологии ментальных карт в дошкольном образовании. Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В. М. Акименко, к.п. н., доцента кафедры специальной педагогики Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе с дошкольниками. Особенностями ментальных карт, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, являются:
В работе с детьми дошкольного возраста ментальные карты могут составляться по различным темам, реализуемым в годовом комплексно-тематическом планировании. На начальном этапе (этапе ознакомления) педагог может использовать в работе с детьми готовые ментальные карты, а далее дети в совместной деятельности с педагогом могут составлять сначала простейшие, а затем и более сложные карты, с учетом той или иной образовательной ситуации, образовательного содержания. Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством, является возможность их расширения и детализации, основанная на принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять новое, более детальное, содержание. Мы использовали майндмэппинг для ознакомления воспитанников с историей, достижениями и богатствами Кузбасса. 2. Цель и задачи. Цель: расширение представления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи о Кемеровской области путем составления ментальной карты. Задачи: Актуализировать и дополнять знания дошкольников о Кемеровской области (города, полезные ископаемые, природа, растения, животные, история). Формировать умение составлять высказывания, строить фразы, уметь задавать вопросы, как показатель самостоятельности мышления. Упражнять в выделении необходимой информации из общих сведений и применять ее на практике. Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять навыки систематизации и оформления материала, участвуя в коллективной работе. Развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других; развивать ориентировку на плоскости и в пространстве. Воспитывать любовь к родному краю, его природе и культуре. 3. Структура и формы проведения. Создание ментальной карты рассчитано на 5 дней:
Каждый день дети, знакомясь с чем то новым, совместно со взрослыми заполняют ментальную карту, соответственно изученной теме. Для подачи материалов используются следующие формы работы:
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, области, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным регионом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Технология майндмэппинга включает в себя все вышеперечисленные составляющие, значит, использование данной технологии является оптимальным для расширения представлений детей дошкольного возраста о родном крае. 5. Литература.
|