Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма |
Познание | |||
Автор: Озерова Наталья Владимировна | |||
01.12.2021 20:43 | |||
Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма Озерова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ д/с 88 г. Белгород Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни. Чем раньше будет начата подготовка ребенка к выбору профессии, тем больше у него времени для самоопределения. Педагогическая деятельность заключается не в навязывании своей воли в предпочтении профессии, а также того, кем, по мнению взрослого, должен стать ребенок (потому что, к примеру, в семье есть династии врачей, юристов и т.д.), а в том, чтобы ознакомить маленького человека с различными профессиями и видами труда, а также облегчить ребенку самостоятельный выбор в дальнейшем. Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги как Д.Б. Эльконин, С.П. Крягжде, Н.С. Пряжников, В.А. Ященко, В.И. Логинова, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник, Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин. В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач, как развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [3]. Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности [1].
Одним из новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм. Промышленный туризм – это организация целевых экскурсий на действующие промышленные предприятия города. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения [2]. В своей практике мы активно используем возможности промышленного туризма для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях. Основная цель, которую мы ставили перед собой, состоит в ознакомлении старших дошкольников с профессиями посредством целевых экскурсий на промышленные предприятия города Белгорода. Нами решались следующие задачи. В работе с детьми:
В работе с родителями обучающихся:
Деятельность строилась по нескольким направлениям:
- сотрудничество с промышленными предприятиями города. По результатам бесед с детьми выстраивался «рейтинг» наиболее интересных, с точки зрения воспитанников, профессий, согласно которому разрабатывался план посещений тех предприятий, которые у детей вызывали наибольший интерес: российские банки, ООО «Белэнергомаш», завод металлоконструкций, птицефабрика Северная, ОАО «Золотой колос», ОАО Белгородская швейная фабрика «Россиянка» и др. По итогам нескольких целевых экскурсий с периодичностью 1 раз в неделю на одно и то же предприятие проводилось занятие по обобщению представлений детей о профессиях, с которыми дети познакомились и о предприятии в целом. Так, по итогам нескольких экскурсий на швейную фабрику «Россиянка» дети познакомились не только с множеством профессий (закройщик, швея, конструктор изделий, дизайнер, проектировщик), но и с продукцией, которую фабрика выпускает (женская, мужская, детская одежда), узнали достижения фабрики, награды, сеть магазинов в нашем городе и других городах России. Познакомились с таким понятием, как «мода». В таблице 1 представлены список экскурсий, которые мы провели на швейной фабрике «Россиянка». Таблица 1 Экскурсии на швейной фабрике «Россиянка» Вид деятельности Тема Экскурсия №1 Что это за предприятие? Чем там занимаются взрослые? Экскурсия №2 Перечень профессий на фабрике Экскурсия №3 Разная одежда – модная одежда Занятие-беседа Что мне понравилось на фабрике. Одежда моим куклам. Творческая игра «Ателье» Пополнение творческой игры «Магазин» Отдел «Ткани, фурнитура» Семейный проект Моя первая коллекция платьев для куклы Как итог, в группе появлялись новые творческие игры, например, «Банк», «Ателье», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Гипермаркет» и др. Параллельно с этим направлением деятельности строилась работа по ознакомлению детей с профессиями своих родителей. Помимо составления списка профессий родителей группы, составляли также перечень тех предприятий, в которых родители работают. Так, дети познакомились с такими профессиями, как медсестра, врач, мастер маникюрного дела, почтальон, полицейский и др. Помимо этого дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы с фотографиями на тему: «Где работает моя мама (мой папа)». По итогам ознакомления детей с той или иной профессией родителей также проводились занятия обобщающего характера. Пополнилась игровая среда, например, в парикмахерской появился кабинет маникюра. Таким образом, у детей сформировались представления о перечне и многообразии профессий, предприятий в городе Белгороде. Дети ознакомились с профессиональными функциями многих профессий, что позволило им отражать свои знания в творческих играх в группе, рассказах, рисунках, поделках. Библиографический список
|