Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города |
Познание | |||
Автор: Веселкова Т.А., Кравчук Е. Г. | |||
13.11.2021 12:40 | |||
Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города Мастер-класс для воспитателей
МБДОУ «Детский сад № 395» г.о. Самара Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с историей и культурой родного города. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств. Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил. Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде. В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:
Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является технология макетирования. Этот метод призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, подтолкнуть их к диалогу. Изготовление макета и игра с ним является одним из любимейших занятий дошкольников. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций в соответствии с замыслом ребенка. Макет — это модель, представляющая собой уменьшенный объект. Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет создается либо самостоятельно детьми, либо в совместной деятельности с педагогом с родителями и позволяет:
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Самарский цирк» предполагает интеграцию следующих областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество». Классификация макетов (Н. А. Короткова): Макеты-модели — представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Макеты-карты — отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов ( «Улицы города», ландшафтный макет — обобщенное «природное» пространство). «Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. «Универсальный» макет, то есть тематически многозначный маркер игрового пространства. Макет может быть:
Макеты обладают следующими качествами:
При создании макетов я придерживаюсь следующих этапов работы (на примере изготовления макета Самараского цирка): 1 этап – предварительная работа:
Проводилось занятие, беседы об архитектуре, достопримечательностях города, рассматривали фотографии и иллюстрации Самарского цирка. На этом этапе проводились прогулки и экскурсии с родителями к зданию цирка
Продумываю как лучше и проще изготовить макет, собираю материал. Для изготовления макета здания Самарского цирка нам понадобится:
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом:
При изготовлении основы макета одновременно идет и наполнение предметным материалом. Постепенно у детей формируется представление об архитектуре города в процессе творческого конструирования из различных материалов. Макетирование способствует сенсорному развитию детей, так как все элементы изготавливаются педагогами совместно с детьми из различных по фактуре, форме, объему материалов (бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала). Период изготовления макета сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Активизируют мелкую моторику рук, закрепляют математические понятия. Можно подключать к работе родителей. Итогом будет — желание родителей продолжить самостоятельную совместную с детьми работу над изготовлением макетов. 3 этап – в процессе развития и активизации игры с макетом наполнение его предметным материалом: Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители. Результат совместного творчества используется как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составляем рассказы с детьми, режиссерские игры. Выводы Таким образом, макетирование позволяет использовать нам потенциал социокультурного пространства города в развитии современного дошкольника. Макетирование — способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к малой Родине. Отмечено, что дети – дошкольники начали с гордостью и уважением относиться к результату совместного труда. Родители приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. Работа по созданию макетов увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравиться родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение. Литература:
|