Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города
Познание
Автор: Веселкова Т.А., Кравчук Е. Г.   
13.11.2021 12:40

Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного городаИспользование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города

Мастер-класс для воспитателей

  • Веселкова Т.А., старший воспитатель
  • Кравчук Е.Г., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 395» г.о. Самара

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с историей и культурой родного города. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Скачать конспект

В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.

Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде.

В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:

  • познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения, норм и ценностей, принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
  • мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
  • коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является технология макетирования.

Этот метод призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, подтолкнуть их к диалогу. Изготовление макета и игра с ним является одним из любимейших занятий дошкольников.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций в соответствии с замыслом ребенка.

Макет — это модель, представляющая собой уменьшенный объект.

Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.

Макет создается либо самостоятельно детьми, либо в совместной деятельности с педагогом с родителями и позволяет:

  • развивать пространственное воображение,
  • воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
  • помогает воспроизводить существенные свойства изучаемого объекта, создание его заместителя и работы (игры) с ним.
  • способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
  • развивать математические представления. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
  • создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Самарский цирк» предполагает интеграцию следующих областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество».

Классификация макетов (Н. А. Короткова):

Макеты-модели — представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов.

Макеты-карты — отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов ( «Улицы города», ландшафтный макет — обобщенное «природное» пространство).

«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

«Универсальный» макет, то есть тематически многозначный маркер игрового пространства.

Макет может быть:

  • Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы)
  • Настольным (размер ограничивается размером стола или его части)
  • Подиумным (на специальных подставках-подиумах)
  • Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина).

Макеты обладают следующими качествами:

  • Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, что способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.

При создании макетов я придерживаюсь следующих этапов работы (на примере изготовления макета Самараского цирка):

1 этап – предварительная работа:

  • Обогащение личного опыта детей.

Проводилось занятие, беседы об архитектуре, достопримечательностях города, рассматривали фотографии и иллюстрации Самарского цирка.

На этом этапе проводились прогулки и экскурсии с родителями к зданию цирка

  • Подготовка и собор материала для создания макета

Продумываю как лучше и проще изготовить макет, собираю материал. Для изготовления макета здания Самарского цирка нам понадобится:

  • картон;
  • альбомный лист;
  • наждачная бумага;
  • распечатки афиш, окон и крыши цирка;
  • одноразовая бумажная тарелка;
  • клеевой термопистолет и клеевые стержни;
  • клей-карандаш;
  • ножницы, простой карандаш, линейка.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом:

  • Для основы вырезаем из картона прямоугольник и при помощи термопистолета склеиваем его с наждачной бумагой.
  • Вырезаем полоску из картона и склеиваем ее в окружность. Внешнюю сторону окружности оклеиваем афишами. Прикрепляем получившуюся деталь к основе.
  • Делаем крышу. Для этого рисуем на картоне круг, обводя одноразовую тарелку, и вырезаем его. Тарелку приклеиваем к окружности.
  • Вырезаем полоску из альбомного листа шириной 2 см и складываем ее пополам по горизонтали. Вырезаем окна цирка и делаем козырек над ними из бумажной полоски. На окна можно приклеить афишу.
  • Вырезаем полоску из картона и склеиваем ее в окружность. К внешней стороне окружности приклеиваем, получившиеся, окна.
  • Получившуюся деталь приклеиваем к заготовке. Прикрепляем крышу и оклеиваем ее соответствующей распечаткой.

При изготовлении основы макета одновременно идет и наполнение предметным материалом.

Постепенно у детей формируется представление об архитектуре города в процессе творческого конструирования из различных материалов.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей, так как все элементы изготавливаются педагогами совместно с детьми из различных по фактуре, форме, объему материалов (бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала).

Период изготовления макета сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

Активизируют мелкую моторику рук, закрепляют математические понятия. Можно подключать к работе родителей. Итогом будет — желание родителей продолжить самостоятельную совместную с детьми работу над изготовлением макетов.

3 этап – в процессе развития и активизации игры с макетом наполнение его предметным материалом:

Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители.

Результат совместного творчества используется как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составляем рассказы с детьми, режиссерские игры.

Выводы

Таким образом, макетирование позволяет использовать нам потенциал социокультурного пространства города в развитии современного дошкольника.

Макетирование — способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к малой Родине. Отмечено, что дети – дошкольники начали с гордостью и уважением относиться к результату совместного труда. Родители приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. Работа по созданию макетов увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравиться родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.

Литература:

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001.
  2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997
  3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.
  4. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год