Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Увлекательные эксперименты для всей семьи» |
Познание | |||
Автор: Шамратова Юли Ибрагимовна | |||
28.05.2021 22:55 | |||
Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Увлекательные эксперименты для всей семьи» Выполнила: воспитатель Шамратова Ю.И. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым «Колокольчик» г. Когалым, 2021 г. Актуальность: Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е. Тимирязев Закон «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса называет познавательно – исследовательскую деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, создает условия для обогащения развития ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно — следственные связи и зависимость. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО.
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают? Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Увлекательные эксперименты для всей семьи». Таким образом, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь – февраль 2021 года). Участники проекта: дети и родители (законные представители) старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей. Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях. Задачи проекта:
Гипотеза: Проведенная работа по проекту «Увлекательные эксперименты для всей семьи» позволит расширить и обобщить представление о развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях». Использование инновационных технологий:
Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:
Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки, беседы, анкетирование, фото — выставки. Предполагаемый результат:
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный:
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников: 1. Анкетирование родителей «Эксперименты дома. Миф или реальность?» (выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей). Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. 2. Беседа: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. 3. Информационный стенд для родителей — памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Как организовать детскую мини-лабораторию в домашних условиях». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. 4. Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников. 5. Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» 6. Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» 7. Картотека опытов в помощь родителям «Занимательные опыты и эксперименты для всей семьи». 8. Буклет «Детское экспериментирование». Реализация проекта С родителями было проведено анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?», в котором приняло участие 25 родителей, результаты опроса представлены в диаграмме. Анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?» помогло выявить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. Результаты показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 8 из 25 родителей, к тому же, делают это довольно редко, 5 родителей из 25 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью. Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка. Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому была проведена акция «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты. В помощь родителям была создана картотека опытов «Занимательные опыты и эксперименты», которая помогло увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях. Результатом работы над проектом стало создание фото — отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителей. А главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу, так как каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья! Литература:
|