Проект «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет |
Познание | |||
Автор: Косолапова Виктория Дмитриевна | |||
16.05.2021 09:00 | |||
Проект «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 «Яблонька» Проект «Есть такая профессия»: «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Подготовили воспитатели группы «Земляничка»:
Сургут, 2021 г. Актуальность. В наше время научного процесса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлечёнными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему поселку, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для восприятия ребёнка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Тип проекта: познавательно – практический По продолжительности: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители. Проблема: Недостаточно сформированная монологическая и диалогическая речь детей, нет навыков и культуры речевого этикета со сверстниками и взрослыми. Цель проекта: Привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми. Создать условия, способствующие привитию музейной культуры дошкольникам средствами экскурсионной работы. Задачи:
Гипотеза Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное — это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад — первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей. Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. Для реализации идеи и замысла проекта необходимо применение новых инновационных форм работы с детьми. Введение нетрадиционной формы работы в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Мы предположили, что в этом огромную помощь может оказать организация работы «Школы экскурсоводов». Инновационность проекта. Заключается в объединении работы по развитию речи со старшими дошкольниками с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А также в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей средствами проекта «Школа юного экскурсовода», в рамках которого проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации Предполагаемый результат:
Перспектива проекта:
Мониторинг: Опросник Л. В. Куцаковой мониторинг проводится в форме беседы с детьми. Реализация проекта: Формы работы с детьми:
Формы работы с родителями:
Этапы реализации проекта:
детьми – экскурсоводами в мини – музеях ДОУ). Итог проекта создание ЛЭПБУКА. I. Подготовительный этап. 1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:
2. Знакомство с профессией экскурсовода:
II. Основной этап. Подготовка детей — экскурсоводов.
III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.
подготовительной группы.
|