МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Познание | |||
Автор: Щербакова Светлана Павловна Алякина Евгения Ивановна | |||
05.05.2021 15:14 | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1. Введение 1. 1. Обоснование выбора технологии В организации современной образовательной деятельности используется много различных технологий, одна из которых – технология исследовательской деятельности, представляющая особую важность, так как она одна из составляющих современных развивающих технологий, которую можно применять во всех областях образовательной деятельности. Её значимость в том, что она помогает развить в детях любознательность и наблюдательность, находить и раскрывать неизвестное, которое они не могут выполнить в силу только своих знаний, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов, на основе анализа результатов которых выявляется ответ на возникшую проблему. В связи с этим развивается творческая активность детей, мышление, умение классифицировать, анализировать, прогнозировать результат, сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, развиваются и формируются коммуникативные качества детей – что и будет, в свою очередь, решением программных задач педагогом.
1. 2. Актуальность Главное направление ФГОС – это развитие предпосылок самообразования. Особое значение имеют исследования, которые ребёнок выполнит с родителями, При этом родители, с одной стороны поддерживают его познавательную активность, с другой — включаются в совместное с ребёнком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности. 2. Теория. Что же это такое? Технология – последовательность, порядок операций, действий. Исследовать — подвергнуть научному изучению какую либо проблему. Внимательно осмотреть, ощупать, выслушать для установления, выяснения, изучения чего-либо. Исследовательская деятельность (соответственно) – действия направленные на изучение этой проблемы. Опыт – (Ефремова) – воспроизведение какого- либо явления в искуственно созданных условиях, с целью его исследования. Эксперимент – (Ефремова) – научно поставленный опыт, проба определить чего- либо каким либо способом. Познание – знание, полученное путём тесного контакта. Таким образом – технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога; направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. Особенностью исследовательской деятельности является то, что не всегда можем предвидеть результат; предугадать, где и как будем в дальнейшем использовать полученные знания, но в возникшей ситуации у нас будет в запасе готовый ответ. Изучением этим видом деятельности с детьми занимались многие педагоги. 3. Цели. Задачи. ЦЕЛЬ: Преобразовать врождённое чувство детского любопытства и деятельность детей — в любознательность и творческий исследовательский поиск. Учить самостоятельно и в сотрудничестве с взрослым находить ответы на возникающие вопросы и проблемные ситуации опытным и экспериментальным путём; подтверждая или отрицая свои предположения, гипотезы. ЗАДАЧИ:
В процессе организации детской деятельности по данной технологии у детей
4. Реализация в образовательном процессе. Каждый ребёнок с рождения исследователь. С помощью присущих ему анализаторов он познаёт, изучает окружающий его мир и самого себя. Сначала это ближайшее окружение, постепенно расширяя круг познаваемого мира. Устанавливаются связи между словесным обозначением и предметом, словом и действием, признаком, действием и тактильными ощущениями, явлением в природе. Например: (Вода. Вода из крана течёт. Вода холодная – пальчики мерзнут, теплая – приятно, горячая – обжигает. На улице в луже вода летом теплая, осенью холодная. Кружка — стеклянная — хрупкая – упала разбилась). Действия ребёнка носят манипулятивный, порой неосознанный характер. Он таскает, бросает, рвёт, ломает, стучит, всовывает в отверстия, исследуя окружающий мир, порой причиняя массу неудобств окружающим. Постепенно, получая какой-то опыт, как положительный, так и отрицательный, его действия приобретают более целенаправленный характер. Окружающим взрослым необходимо направить эту деятельность в «нужное русло» в соответствии с общепринятыми нормами поведения и безопасным дидактическим и подручным материалом, научить исследовать окружающий мир для извлечения знаний. В младших группах это формирование предпосылок исследовательской деятельности – овладение навыками сенсорных представлений и сенсомоторики. Словарное обозначение т.е. соотнесение слов с предметами, явлениями, тактильными ощущениями, формой, величиной в сравнении (веревка толстая, а нитка тонкая), обозначение обследования предметов анализаторами (слух, зрение, осязание) в процессе игры, наблюдений, режимных моментов. (Цилиндр катится, кубик переваливается, мешают углы, устойчив – можно ставить друг на друга; сухой песок сыплется, сырой держит форму, соответственно форме формочки). Учить обозначать причинно-следственные связи в наблюдениях за явлениями природы: (наступила осень – листья пожелтели; прошел дождь – появились лужи, вышло солнце – лужи высохли, испарились). Уточнять превращения материала в процессе лепки (пластилин был твердый – погрели в руках – стал мягкий, был круглый — раскатали — стал длинный). В старшем дошкольном возрасте детям доступны для проведения простые опыты и эксперименты. У них уже имеется для этого личный опыт выстраивания взаимоотношений с партнерами, достаточный кругозор и представления об окружающем мире. Темы для специальных исследований планируются согласно годовому плану ДОУ, с учётом возраста детей. Вопросы для поиска ответов могут возникать стихийно во всех видах детской деятельности, исходя из создавшейся ситуации или возникшей идеи на основе просмотра журналов, телепередач, чтения, конструирования, наблюдения, размышления о чем — либо. Возможно, это будут ответы на детские «почему?». Изучению какой — либо темы можно посвятить целое «занятие» — (свойства воды, воздуха, почвы, полезные ископаемые…). Тема «молочные продукты», опыт по получению молока из сухого, как фрагмент; опыты и исследования (на вопрос «почемучки» — Можно ли самим сделать молоко?) — вынести за пределы основной деятельности. Выбор формы организации деятельности зависит от темы, рода и вида: это групповая (фронтальная) – запланированная для изучения тема (круговорот воды в природе); подгрупповая – в совместной деятельности по заинтересованности детей (изготовление и установка флюгера на участке, для определения направления ветра); индивидуальная – ответ на запрос ребёнка, обследование природного материала, зарисовка проведенного опыта. Познавательно – исследовательская деятельность может практиковаться как самостоятельный вид деятельности, так и, в проектной. 5. Тематическое планирование. Планирование поводится согласно годовому плану ДОУ с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. 6. Вывод. Познавательно – исследовательская деятельность развивает у детей восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простые выводы и обобщения. Она способствует открытию знаний самим ребёнком.
|