Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План-конспект сюжетно – ролевой игры «Кто трудится, чтобы на стол хлеб пришел?» в старших группах
Познание
Автор: Воронцова Лариса Алексеевна Коновалова Светлана Ефимовна   
03.05.2021 06:38

План-конспект сюжетно – ролевой игры «Кто трудится, чтобы на стол хлеб пришел?» в старших группахПлан-конспект сюжетно – ролевой игры «Кто трудится, чтобы на стол хлеб пришел?» в старших группах

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

Подготовили:

  • Воронцова Лариса Алексеевна,
  • Коновалова Светлана Ефимовна, воспитатели,

ГБОУ СОШ № 1 п.г. т. Безенчук структурное подразделение «детский сад Березка» п.г. т. Безенчук, 2021 год

Цель: Углублять и совершенствовать представления детей о профессиях: тракторист, комбайнер, бригадир, агроном, водитель, механик, заправщик, пекарь, продавец.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • продолжать учить согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые материалы и оборудование
  • продолжать учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Развивающие задачи:

  • способствовать формированию умения: искать выход из проблемных ситуаций; развитию речи, активизировать словарь детей
  • помогать детям, устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры
  • развивать умения расширять сюжет на основе полученных знаний во время организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни
  • совершенствовать умение использовать предметы-заместители.

Скачать конспект

Воспитательные задачи:

  • воспитать уважение к труду работников сельского хозяйства, и к результатам их труда
  • воспитать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.

Методы и приемы руководства игровой деятельностью:

  • словесные: беседа, чтение стихов, пение песен, ведение диалога
  • наглядные: схема постройки комбайна, картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы; образцы хлебобулочных изделий; семена зерновых культур; показ работы блендера и хлебопечки
  • практические: постройка комбайна, работа со сдобным тестом.

Предварительная работа:

ООД; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; беседы о жизни людей на селе; настольные и дидактические игры; просмотр мультфильмов: «История о девочке, наступившей на хлеб», «Колосок»; обучающее видео «Откуда хлеб пришел?» [ https://www. youtube. com/watch? v=afW4ZiBF3Ns]; развлечение «Хлеб всему – голова!»; помощь родителей: экскурсии, на поле весной, летом, и осенью; на хлебозавод; поделки из соленого теста; подготовка атрибутов и игровых материалов; раскрасок.

Игровые материалы и оборудование:

Воспитателя

На каждого ребенка

Общие

Электроприборы: блендер, хлебопечь;

Чашка, сито;

Тесто для выпечки хлеба,

сдобное тесто для булочек, противень;

Косынка, фартук.

Эмблемы с символами профессий;

Сельскохозяйственная техника: таблички с изображением разных видов транспорта; трактор - два стульчика, руль; мягкий напольный конструктор, кресло, штурвал; игрушечный большой грузовой автомобиль с высокими бортами кузова;

Лопаты, мотыги – палки, ведра, контейнеры, весы, клеёнку 2*2м,

пластиковые пакеты, папку для агронома;

Инструменты (гаечные ключи, молоток и др.);

Костюмы: комбинезон, фуражка, кепки, фартуки, колпаки, косынки, перчатки;

Пластиковые салфетки для работы с тестом, сдобное тесто;

Блюдца с чашками, тарелка мелкая.

Самодельные альбомы «Труд взрослых»;

«Чудесный мешочек»; Картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы;

Семена зерновых культур: рожь, пшеница, ячмень;

Образцы хлебобулочных изделий;

Схема постройки комбайна;

Пакет пшеничной муки.

Ход игры:

 

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Анализ игровой деятельности

 

Начало игры (введение в игровую ситуацию)

Предлагает прослушать стихотворение                                     О. Повещенко «Хлебороб»:
Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится,
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый, тёплый, пышный, большой каравай.

Внимательно слушают, размышляют.

Анализируют, припоминают раннее изученное, делают выводы.

   

Беседует по содержанию стихотворения:

О чем это стихотворение?

В старину людей, которые выращивали хлеб, называли хлебороб, земледелец. А сейчас таких людей называют работниками сельского хозяйства.

Подумайте:Кто трудиться, чтобы на стол хлеб пришел?

Какая работа проводится на полях весной?

Какая техника при этом используется?

Ответы детей:

О труде людей, которые растят хлеб.

Агроном, водитель, тракторист, механик, комбайнер, заправщик, селекционер, бригадир, рабочие, мельник, пекарь.

Трактора пашут и боронуют землю, подготавливают к посеву.

Трактора с плугом и бороной.

 
 

Знакомство с игровыми правилами и действиями

При распределении ролей использует «Чудесный мешочек» и эмблемы с изображением символов профессий.

Задает наводящие вопросы:

Кем ты будешь?

Что делает …..?

Дает установку на игру.

Предлагает определить атрибуты для исполнения роли

Достают карточки из «Чудесного мешочка» и называют профессию:

колосья - агроном, отвечает за посев и уборку урожая, обработку растений от сорняков;

трактор – тракторист, пашет и боронует землю;                        комбайн – комбайнер, управляет комбайном во время уборки сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи и т.д.);

грузовой автомобиль – водитель, перевозит зерно, муку в мешках;

инструменты – механик, ремонтирует сельскохозяйственную технику;

трудовой инвентарь – рабочий, пропалывает сорняки, работает на току;

мельница – мельник, перемалывает зерно в муку;

белый колпак – пекарь, печет хлебобулочные изделия.

Переодеваются, берут нужные атрибуты, воспитатель прикрепляет на грудь ребенка символ, изображающий профессию.

Согласовывают тему для начала игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия;

 

I этап - ВЕСНА

 

Игровые проблемные ситуации для развития игры

Весна вступила в свои права. Солнце и ветер быстро проглотили снежный покров. Температура воздуха прогрелась до 18 градусов, а земля быстро впитывает влагу, и очень важно сохранить её в почве и закрыть. Для этого нужно провести боронование на полях.

Слушают внимательно и рассматривают иллюстрации на магнитной доске.

Устанавливают взаимосвязь между погодными явлениями и трудом взрослых на полях.

 

Побуждает тракториста обыграть свою роль.

Имитирует работу трактора по полю, поломка, заправка ГСМ, продолжает пахать и бороновать поле.

Эмоционально воплощаются в роль.

 

 

Предлагает проговорить свои дальнейшие действия хода игры с опорой на иллюстрации.

Агроном качество зерна перед посевом.

Бригада рабочих вместе трактористами прицепляет сеялки, засыпают зерно, проводят посев.

Формируем знания о действиях тракториста, бригадира, агронома, водителя, механика, заправщика.

 

 

Рефлексия I этапа игры:

Экскурсия на весенние сельскохозяйственные работы в поле (апрель – май)

 

 

   

IIэтап - ЛЕТО

   

Беседует о работах в поле летом:

Зреет урожай, вносят удобрения, обрабатывают от вредителей, орошают.

Как созреет урожай, его убирают, это уже конец лета.

Обсуждают и проговаривают действия каждого специалиста сельскохозяйственных работ.

Систематизируем и углубляем знания о работе агронома.

 

Вводит в игру агронома, корректирует его действия в течение всего периода созревания пшеничных колосьев.

 

Агроном выходит на поле, проверяет созревание зерна, готовность к уборке. Сорняки. Звонит бригаде рабочих, обращается с просьбой прополоть посевы от сорняков.

Агроном предлагает убирать урожай.

Развивают умение договариваться.

 

Проблема: нечем убирать урожай.

размещает на магнитной доске схему сборки (постройки) комбайна из мягких модулей.

Комбайнер, вместе с рабочими, занимается постройкой комбайна по схеме.

Закрепляют умение коллективно возводить постройки по схеме.

 

Направляет комбайнера и водителя к совместному обыгрыванию сюжета.

Корректирует действия рабочих.

Комбайнер и водитель совместно планируют предстоящую работу. Комбайнер загружает зерно в кузов грузового автомобиля.

Агроном дает распоряжение отвезти зерно на элеватор.

Рабочие расстилают клеенку и выгружают зерно, лопатами накидывают в горку (просушивают). Засыпают в мешки и грузят в грузовой автомобиль. Водитель везет просушенное зерно на мельницу.

Совершенствуем умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии художественной литературы, во время просмотра видео - передач;

Развивают умение использовать предметы-заместители.

 

 

 

 

 

Подводит детей к экспериментальной деятельности:

помогает мельнику перемолоть зерно в муку.

Поясняет дальнейшие процессы просушки, очистки.

Конечный результат – показывает пакет с пшеничной мукой.

Мельник засыпает зерно в электрический блендер;

Полученную муку просеивает через сито;

Пересыпает муку в чашку.

Апробируют результат перемалывания зёрен.

Знакомится с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.

 

 

Рефлексия IIэтапа игры: Экскурсии в: ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» (ул. Тимирязева, 94)

ФГБНУ «Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени

Н.М. Тулайкова» (ул. Карла Маркса, 41)

 

 

III этап - ОСЕНЬ

 

Задает вопрос о применении муки в быту и на производстве. А что делают из муки?

Ответы детей:

Хлеб, булки, батоны и т.д.

 
 

Размещает иллюстрации пекарни и пекаря, переодевается и предлагает переодеться детям для работы в пекарне.

Показ закладки готового теста в хлебопечку.

Водитель грузового автомобиля везет муку в пекарню. Остальные - переодеваются (колпаки, фартуки)

Наблюдают за процессом закладки готового теста и работой хлебопечки.

Развивают наблюдательность в процессе экспериментирования, устанавливают причинно-следственные зависимости, учатся делатьвыводы.

 

Размещает образцы хлебобулочных изделий.

Раздает инвентарь для работы с тестом.

Советует и помогает по мере надобности.

Относит противень с изделиями на кухню детского сада в печь.

Самостоятельная работа со сдобным тестом:

готовые изделия раскладывают на противне.

Убирают свои рабочие места.

Учатся доводить начатое дело до конца.

   

Достает свежеиспеченный горячий хлеб из хлебопечки.

Повар проносит противень с готовыми изделиями.

Рассматривают полученную выпечку, стараются найти своё изделие, и конечно, попробовать.

Пьют чай с хлебобулочными изделиями собственного производства.

Испытывают эмоциональный восторг, радость от полученного конечного результата.

Рефлексия: экскурсия на хлебозавод ООО «Хлебный дар» (ул. Советская,  дом 1а, литера А)

Завершение игры (рефлексия)

Подводит общий итог игры:

Вспомните, лёгким ли был путь этих изделий к нашему столу? Люди, каких профессий трудятся, чтобы на стол хлеб пришел? Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре?

Отвечают с учетом накопленного опыта в разные периоды игры.

Учатся делиться собственными впечатлениями от игры со взрослыми и детьми.

 

Жизнедеятельность игры: Мы живём в сельской местности. Наш детский сад взаимодействует много лет со специалистами ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» и ФГБНУ«Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова», поэтому у детей есть возможность не только наблюдать, но и получать необходимые знания о сельскохозяйственных профессиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год