План-конспект сюжетно – ролевой игры «Кто трудится, чтобы на стол хлеб пришел?» в старших группах
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
Подготовили:
- Воронцова Лариса Алексеевна,
- Коновалова Светлана Ефимовна, воспитатели,
ГБОУ СОШ № 1 п.г. т. Безенчук структурное подразделение «детский сад Березка» п.г. т. Безенчук, 2021 год
Цель: Углублять и совершенствовать представления детей о профессиях: тракторист, комбайнер, бригадир, агроном, водитель, механик, заправщик, пекарь, продавец.
Задачи:
Обучающие задачи:
- продолжать учить согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые материалы и оборудование
- продолжать учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию умения: искать выход из проблемных ситуаций; развитию речи, активизировать словарь детей
- помогать детям, устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры
- развивать умения расширять сюжет на основе полученных знаний во время организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни
- совершенствовать умение использовать предметы-заместители.
Скачать конспект
Воспитательные задачи:
- воспитать уважение к труду работников сельского хозяйства, и к результатам их труда
- воспитать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.
Методы и приемы руководства игровой деятельностью:
- словесные: беседа, чтение стихов, пение песен, ведение диалога
- наглядные: схема постройки комбайна, картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы; образцы хлебобулочных изделий; семена зерновых культур; показ работы блендера и хлебопечки
- практические: постройка комбайна, работа со сдобным тестом.
Предварительная работа:
ООД; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; беседы о жизни людей на селе; настольные и дидактические игры; просмотр мультфильмов: «История о девочке, наступившей на хлеб», «Колосок»; обучающее видео «Откуда хлеб пришел?» [ https://www. youtube. com/watch? v=afW4ZiBF3Ns]; развлечение «Хлеб всему – голова!»; помощь родителей: экскурсии, на поле весной, летом, и осенью; на хлебозавод; поделки из соленого теста; подготовка атрибутов и игровых материалов; раскрасок.
Игровые материалы и оборудование:
Воспитателя
|
На каждого ребенка
|
Общие
|
Электроприборы: блендер, хлебопечь;
Чашка, сито;
Тесто для выпечки хлеба,
сдобное тесто для булочек, противень;
Косынка, фартук.
|
Эмблемы с символами профессий;
Сельскохозяйственная техника: таблички с изображением разных видов транспорта; трактор - два стульчика, руль; мягкий напольный конструктор, кресло, штурвал; игрушечный большой грузовой автомобиль с высокими бортами кузова;
Лопаты, мотыги – палки, ведра, контейнеры, весы, клеёнку 2*2м,
пластиковые пакеты, папку для агронома;
Инструменты (гаечные ключи, молоток и др.);
Костюмы: комбинезон, фуражка, кепки, фартуки, колпаки, косынки, перчатки;
Пластиковые салфетки для работы с тестом, сдобное тесто;
Блюдца с чашками, тарелка мелкая.
|
Самодельные альбомы «Труд взрослых»;
«Чудесный мешочек»; Картинки с изображением: поле с колосьями, пекарни и пекаря, элеватора, мельницы;
Семена зерновых культур: рожь, пшеница, ячмень;
Образцы хлебобулочных изделий;
Схема постройки комбайна;
Пакет пшеничной муки.
|
Ход игры:
|
Название этапа
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
Анализ игровой деятельности
|
|
Начало игры (введение в игровую ситуацию)
|
Предлагает прослушать стихотворение О. Повещенко «Хлебороб»: Нет на свете важнее работы, Чем растить золотые хлеба. Хлебороб, земледелец – в почёте, И красна пирогами изба. Он посеет весною пшеницу, Прорастёт, пустит корни зерно. Поле хлебное заколосится, И наполнится солнцем оно. Колосок к колоску, бережливо, Соберёт хлебороб урожай, Чтобы в доме всегда был красивый, тёплый, пышный, большой каравай.
|
Внимательно слушают, размышляют.
|
Анализируют, припоминают раннее изученное, делают выводы.
|
|
|
Беседует по содержанию стихотворения:
О чем это стихотворение?
В старину людей, которые выращивали хлеб, называли хлебороб, земледелец. А сейчас таких людей называют работниками сельского хозяйства.
Подумайте:Кто трудиться, чтобы на стол хлеб пришел?
Какая работа проводится на полях весной?
Какая техника при этом используется?
|
Ответы детей:
О труде людей, которые растят хлеб.
Агроном, водитель, тракторист, механик, комбайнер, заправщик, селекционер, бригадир, рабочие, мельник, пекарь.
Трактора пашут и боронуют землю, подготавливают к посеву.
Трактора с плугом и бороной.
|
|
|
Знакомство с игровыми правилами и действиями
|
При распределении ролей использует «Чудесный мешочек» и эмблемы с изображением символов профессий.
Задает наводящие вопросы:
Кем ты будешь?
Что делает …..?
Дает установку на игру.
Предлагает определить атрибуты для исполнения роли
|
Достают карточки из «Чудесного мешочка» и называют профессию:
колосья - агроном, отвечает за посев и уборку урожая, обработку растений от сорняков;
трактор – тракторист, пашет и боронует землю; комбайн – комбайнер, управляет комбайном во время уборки сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи и т.д.);
грузовой автомобиль – водитель, перевозит зерно, муку в мешках;
инструменты – механик, ремонтирует сельскохозяйственную технику;
трудовой инвентарь – рабочий, пропалывает сорняки, работает на току;
мельница – мельник, перемалывает зерно в муку;
белый колпак – пекарь, печет хлебобулочные изделия.
Переодеваются, берут нужные атрибуты, воспитатель прикрепляет на грудь ребенка символ, изображающий профессию.
|
Согласовывают тему для начала игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия;
|
|
I этап - ВЕСНА
|
|
Игровые проблемные ситуации для развития игры
|
Весна вступила в свои права. Солнце и ветер быстро проглотили снежный покров. Температура воздуха прогрелась до 18 градусов, а земля быстро впитывает влагу, и очень важно сохранить её в почве и закрыть. Для этого нужно провести боронование на полях.
|
Слушают внимательно и рассматривают иллюстрации на магнитной доске.
|
Устанавливают взаимосвязь между погодными явлениями и трудом взрослых на полях.
|
|
Побуждает тракториста обыграть свою роль.
|
Имитирует работу трактора по полю, поломка, заправка ГСМ, продолжает пахать и бороновать поле.
|
Эмоционально воплощаются в роль.
|
|
Предлагает проговорить свои дальнейшие действия хода игры с опорой на иллюстрации.
|
Агроном качество зерна перед посевом.
Бригада рабочих вместе трактористами прицепляет сеялки, засыпают зерно, проводят посев.
|
Формируем знания о действиях тракториста, бригадира, агронома, водителя, механика, заправщика.
|
|
Рефлексия I этапа игры:
Экскурсия на весенние сельскохозяйственные работы в поле (апрель – май)
|
|
|
IIэтап - ЛЕТО
|
|
|
Беседует о работах в поле летом:
Зреет урожай, вносят удобрения, обрабатывают от вредителей, орошают.
Как созреет урожай, его убирают, это уже конец лета.
|
Обсуждают и проговаривают действия каждого специалиста сельскохозяйственных работ.
|
Систематизируем и углубляем знания о работе агронома.
|
|
Вводит в игру агронома, корректирует его действия в течение всего периода созревания пшеничных колосьев.
|
Агроном выходит на поле, проверяет созревание зерна, готовность к уборке. Сорняки. Звонит бригаде рабочих, обращается с просьбой прополоть посевы от сорняков.
Агроном предлагает убирать урожай.
|
Развивают умение договариваться.
|
|
Проблема: нечем убирать урожай.
размещает на магнитной доске схему сборки (постройки) комбайна из мягких модулей.
|
Комбайнер, вместе с рабочими, занимается постройкой комбайна по схеме.
|
Закрепляют умение коллективно возводить постройки по схеме.
|
|
Направляет комбайнера и водителя к совместному обыгрыванию сюжета.
Корректирует действия рабочих.
|
Комбайнер и водитель совместно планируют предстоящую работу. Комбайнер загружает зерно в кузов грузового автомобиля.
Агроном дает распоряжение отвезти зерно на элеватор.
Рабочие расстилают клеенку и выгружают зерно, лопатами накидывают в горку (просушивают). Засыпают в мешки и грузят в грузовой автомобиль. Водитель везет просушенное зерно на мельницу.
|
Совершенствуем умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии художественной литературы, во время просмотра видео - передач;
Развивают умение использовать предметы-заместители.
|
|
Подводит детей к экспериментальной деятельности:
помогает мельнику перемолоть зерно в муку.
Поясняет дальнейшие процессы просушки, очистки.
Конечный результат – показывает пакет с пшеничной мукой.
|
Мельник засыпает зерно в электрический блендер;
Полученную муку просеивает через сито;
Пересыпает муку в чашку.
Апробируют результат перемалывания зёрен.
|
Знакомится с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.
|
|
Рефлексия IIэтапа игры: Экскурсии в: ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» (ул. Тимирязева, 94)
ФГБНУ «Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени
Н.М. Тулайкова» (ул. Карла Маркса, 41)
|
|
III этап - ОСЕНЬ
|
|
Задает вопрос о применении муки в быту и на производстве. А что делают из муки?
|
Ответы детей:
Хлеб, булки, батоны и т.д.
|
|
|
Размещает иллюстрации пекарни и пекаря, переодевается и предлагает переодеться детям для работы в пекарне.
Показ закладки готового теста в хлебопечку.
|
Водитель грузового автомобиля везет муку в пекарню. Остальные - переодеваются (колпаки, фартуки)
Наблюдают за процессом закладки готового теста и работой хлебопечки.
|
Развивают наблюдательность в процессе экспериментирования, устанавливают причинно-следственные зависимости, учатся делатьвыводы.
|
|
Размещает образцы хлебобулочных изделий.
Раздает инвентарь для работы с тестом.
Советует и помогает по мере надобности.
Относит противень с изделиями на кухню детского сада в печь.
|
Самостоятельная работа со сдобным тестом:
готовые изделия раскладывают на противне.
Убирают свои рабочие места.
|
Учатся доводить начатое дело до конца.
|
|
|
Достает свежеиспеченный горячий хлеб из хлебопечки.
Повар проносит противень с готовыми изделиями.
|
Рассматривают полученную выпечку, стараются найти своё изделие, и конечно, попробовать.
Пьют чай с хлебобулочными изделиями собственного производства.
|
Испытывают эмоциональный восторг, радость от полученного конечного результата.
|
Рефлексия: экскурсия на хлебозавод ООО «Хлебный дар» (ул. Советская, дом 1а, литера А)
|
Завершение игры (рефлексия)
|
Подводит общий итог игры:
Вспомните, лёгким ли был путь этих изделий к нашему столу? Люди, каких профессий трудятся, чтобы на стол хлеб пришел? Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре?
|
Отвечают с учетом накопленного опыта в разные периоды игры.
|
Учатся делиться собственными впечатлениями от игры со взрослыми и детьми.
|
|
Жизнедеятельность игры: Мы живём в сельской местности. Наш детский сад взаимодействует много лет со специалистами ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» и ФГБНУ«Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова», поэтому у детей есть возможность не только наблюдать, но и получать необходимые знания о сельскохозяйственных профессиях.
|
|